Монография Иоанна Зизиуласа «Евхаристия, Епископ, Церковь» в значительной степени является полемическим произведением. На обширном материале автор дает основания для опровержения протестантской и римо-католической экклезиологии, попутно выправляя модель Евхаристической экклезиологии пресвитера Николая Афанасьева.
Протестантские теологи объявляют нормой ереси и разделения в первохристианской Церкви. Единая Кафолическая Церковь с единым вероучением сформировалось только к концу II века в результате синтеза идей «эллинизма» с «иудаизмом» (Тюбингенская школа) или «локализма» с «универсализмом» (школа А. Гарнака). Чтобы опровергнуть эти высосанные из пальца теории, Зизиулас старательно доказывает изначальность и неизменность единства ранней Церкви в Евхаристии и епископе. Причем это единство не было отвлеченной идеей, но выражалось в реальной практике, когда все верующие сходились на единую Евхаристию под руководством одного епископа.
Против римо-католического учения отец Иоанн успешно обращает главный тезис Евхаристической экклезиологии: любая поместная Церковь является всей «Кафолической Церковью», потому что весь исторический Христос воплощается в ней через Божественную Евхаристию. Поместные Церкви не яляются частями, которые образуют целое. Все Церкви экклезиологически полны и поэтому идентичны, следовательно, каждый епископ есть «занимающий место Бога», преемник всех Апостолов, включая Петра. Такая модель в принципе запрещает наличие универсального епископа, который был бы наместником Христа и преемником Петра «по преимуществу», а остальные епископы - только в силу общения с ним.
Использовав против папизма положительный элемент Евхаристической экклезиологии, Зизиулас отмечает ее опасную односторонность. «В модели евхаристической экклезиологии... власть, основанная на праве, не существует» - впадает в крайность отец Николай Афанасьев. Зизиулас опровергает этот тезис указанием на то, что Евхаристия изначально была неразрывно связана с епископом, а парикийя первых веков - это не приход во главе с пресвитером, а именно епископия с одной Евхаристией под руководством епископа. Таким образом, евхаристическое единство в ранней Церкви всегда совпадало с каноническим единством в лице епископа.
Остается удивляться, что столь фундаментальный труд до сих пор не переведен на русский язык и не используется в наших семинариях в качестве базового пособия по предмету «Сравнительное богословие».
«Вся Церковь».
Ключевое свидетельство о единстве ранней Церкви в Божественной Евхаристии и епископе содержится в послании свщм. Игнатия Антиохийского к Филадельфийцам:
«Итак, старайтесь иметь только одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, со служителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге» (гл. IV).
Иоанн Зизиулас задается важнейшим вопросом: действительно ли в каждой Церкви того времени была одна Евхаристия во главе с одним епископом или святой Игнатий лишь выражал такое пожелание? В среде протестантских теологов утвердилось мнение, что евхаристических собраний в Церквях было много. Они упоминаются в Писании под именем «домашних Церквей» (Рим.16:4 и др.). И свщм. Игнатий лишь призывал их к единению.
Зизиулас опровергает это мнение указывая на следующие слова Павла: «Если вся церковь сойдется вместе...» (1Кор.14:23); «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим.16:23). Итак, достоверно известно, что во времена апостолов в Коринфе вся Церковь сходилась в одно место не иначе, как для совершения Евхаристии. В то время, когда Павел писал римлянам, этим местом в Коринфе был дом Гайя. В Писании оно могло быть обозначено как «домашняя церковь». Автор подмечает, что в 16-й главе послания к Римлянам упоминается сразу несколько христианских семей в Риме. Почему же Павел употребляет термин «домашняя Церковь» (Рим.16:4) только по отношению к семье Прискиллы и Акилы? Потому что только в их доме в Риме в то время сходилась «вся Церковь» на Божественную Евхаристию, отвечает Зизиулас.
К свидетельству Божественного Писания (Рим. 16:23 и 1Кор. 14:23), Зизиулас присоединяет свидетельства ранних отцов в пользу собирания всей поместной Церкви в одно место для епископской Евхаристии.
Свщм. Климент Римский: «Не повсюду, братья, приносятся жертвы непрерывные, или обетные, или жертвы за грех, и жертвы повинности, но только в Иерусалиме, и там не на всяком месте совершается приношение, а пред храмом на жертвеннике, после того как жертва будет осмотрена первосвященником и вышеназванными служителями...» (Первое послание к Коринфянам, гл. XLI).
Свщм. Игнатий Богоносец: «Никто да не обольщается! Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божьего. Если молитва двоих имеет великую силу, то сколько сильнее молитва епископа и целой Церкви?» (к Ефесянам, гл. V).
«...одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами...» (гл. IV).
Свщм. Иустин Философ: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам» (Апология, 67).
Утверждение о наличии в ранней Церкви многих евхаристических собраний в одном городе не имеет достаточных доказательств, считает Зизиулас. Западные теологи и историки ошибочно сочли сам термин «домашняя Церковь» доказательством множественности Евхаристий. Они упустили тот момент, что единая Евхаристия под руководством епископа не исключает существование вгороде как минимум одной домашней Церкви, в которой она и происходила. Более того, из-за гонений единое собрание могло со временем переходить в другие дома, что не нарушало базовое единство.
Отец Иоанн разбирает и опровергает еще несколько аргументов западных ученых в пользу множественности Евхаристических собраний в одном городе. Упомянем лишь один из них. «И каждый день [верующие] единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб» (Деян. 2:46). В отличии от нашего Синодального перевода, в оригинальном греческом тексте слово «дом» стоит в единственном числе. Поэтому Зизиулас допускает только одно правильное понимание: молитва первых христиан происходила в иерусалимском храме, а преломление хлеба - в одном доме (по примеру Тайной вечери Спасителя), а не в нескольких домах сразу и не «переходя из дома в дом».
«Кафолическая Церковь».
В следующей части труда Иоанн Зизиулас доказывает, что «вся Церковь» Павла тождественна «Кафолической Церкви» ранних отцов. Впервые этот термин употребляется свщм. Игнатием в послании к Смирнянам:
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (гл. VIII).
Внимание Зизиуласа приковывают слова «так же» в выражении «где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь». Он исследует важнейший вопрос: что означает «так же»? Как свщм. Игнатий понимал отношение местного евхаристического собрания во главе с епископом к Кафолической Церкви во главе со Христом? Лингвистически допустимы три интерпретации, которые были предложены ведущими теологами XIX и XX века (Батифол, Фанк, Афанасьев):
1). как отношение части к целому, локальной Церкви к универсальной (всемирной) Церкви;
2). как отношение части к целому, видимой земной общины к невидимой Небесной Церкви;
3). как отношение тождества: в месте, где собран епископ и народ - там через Евхаристию Духом Святым является весь Христос и вся Церковь она же «Кафолическая Церковь».
Отец Иоанн утверждает, что корректной интерпретацией слов Игнатия является третий вариант. Первый ключ к решению проблемы «Кафолической Церкви» Зизиулас находит в приветствии Игнатия к Ефесянам:
«Игнатий, которого еще называют Богоносцем, достоблаженной Церкви, находящейся в Ефесе в Асии, будучи благословенной в величии и полноте Бога Отца и прежде век предопределеной быть в вечную и неизменную славу, всегда соединенную и избранную через истинном страдании по воле Отца и Иисуса Христа, нашего Бога».
Одна и та же Церковь названа «находящейся в Ефесе», и она же - «прежде век предопределеная» и «Церковь, известная во веки» (гл VIII)! Свщм. Игнатий очевидно отождествляет Ефесян с предвечно существующей Церковью, учение о которой наиболее ясным образом изложено во «Втором послании к Коринфянам» свщм. Климента Римского:
«Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (ибо говорит Писание: “Сотворил Бог человека… мужа и жену” (Быт. 1: 27); муж есть Христос, жена - Церковь) и что Церковь, по свидетельству Книг и Апостолов, не ныне только существует, но издревле. Ибо была она духовною, как и Иисус наш, явилась же в последние дни, чтобы спасти нас» (гл. XIV).
На Предвечном Совете был предопределен не только Богочеловек, но Его Жена - Церковь, взятая из Его ребра, откуда истекли Кровь и вода Божественной Евхаристии. Иисус и Церковь составляют одного «Сына Человеческого» и одного Христа (1Кор.12:12). «И будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф.5:31-32). И эта Плоть тождественна Божественной Евхаристии.
Поместная Церковь тождественна предвечной эсхатологической Церкви по содержанию, ибо весь Христос воплощается в ней через Божественную Евхаристию, и отличается от предвечной лишь по форме, являясь «видом целого». Таково исконное значение термина «кафолический», которое Зизиулас выводит из трудов Аристотеля. Последний никогда не использовал katholou или katholikos ни в географическом смысле («всемирное», «универсальное»), ни в количественном смысле (в значении «сумма всех частей»), но всегда обозначал им выражение общей природы в конкретном человеке (лошади, боге). Следовательно, Кафолическая Церковь - это «вся Церковь», выраженная в конкретном евхаристическом собрании.
Второй ключ к «Кафолической Церкви» - это именование св. Игнатием Филадельфийской и Смирнской Церкви «Церковью Бога» (дословно «Церковь из Бога»), что так же указывает на явление в них предвечной эсхатологической Церкви.
То, что синонимичные термины «Церковь Бога», «вся Церковь» и «Кафолическая Церковь» изначально использовались для обозначения каждой поместной Церкви (она же парикийя), Зизиулас демонстрирует следующей подборкой ранних текстов:
Апостол Павел (I век): «Церкви Бога, пребывающей в Коринфе» (1Кор.1:2); «Если вся церковь сойдется вместе...» (1Кор.14:23).
Свщм. Климент (I век): «Церковь Бога, находящаяся (парикийя) в Риме, Церкви Бога, находящейся (парикийя) в Коринфе...» (Первое к Коринфянам)
Свщм. Игнатий Богоносец (II век): «Церкви Бога Отца Господа Иисуса Христа, находящейся (парикийя) в Филадельфии Азийской...»; «смирнской, в Азии, Церкви Бога Отца и возлюбленного Иисуса Христа...».
Свщм. Поликарп Смирнский (II век): «Церкви Бога в Филиппах..» (Послание).
«Мученичество св. Поликарпа» (II век): «Церковь Бога, пребывающая (парикийя) в Смирне, Церкви Бога, пребывающей (парикийя) в Филомелии, и всем на всяком месте парикийям Святой и Кафолической Церкви; «мученик Поликарп, бывший в наши времена учителем Апостольским и Пророческим, епископом Кафолической Церкви в Смирне».
Третий ключ отец Иоанн находит в Писаниях божественного Павла. Он обращает внимание на то, что апостол называет поместную Церковь из Ефеса «одним Телом» и так же именует Колоссян:
«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» (Еф.4:4)
«да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» (Кол.3:15).
Следовательно, каждая поместная Церковь составляет все Тело Христа, кафоличность Которого не нуждается в дополнении другими поместными Церквами. В этом же значении Церковь из Коринфа Павел называет «всей Церковью» (Рим. 16:23 и 1Кор. 14:23). Так из «всей Церкви» Павла мы естественно попадаем в «Кафолическую Церковь» свщм. Игнатия Богоносца, заключает Зизиулас.
Продолжение следует.
«Один и многие».
Единство епископата в разуме (сознании, воле) Иисуса Христа.
Прохождение пресвитерской Евхаристии.