Вселенский Патриархат - Глава, Начало и Пастырь Церквей. Сравнение моделей Главенства.

Jun 14, 2019 00:54

Анализируя первую реакцию на мое «Сообщение о новой ереси в недрах Русской Церкви», я столкнулся с проблемой полного непонимания священноначалием той модели Главенства, которой руководствуются константинопольские архиереи. Поэтому мало кто из наших пастырей осознает то поистине страшное положение, в которое попала вся Русская Церковь и лично патриарх Московский, прервав общение с первопрестольной Церковью Константинополя.

Папская модель.

Римско-католическая модель появилась в результате последовательного перенесения устройства местной Церкви на вселенскую Церковь. «Происходит как бы расширение римской местной Церкви до вселенских пределов» (Шмеман). Папа Римский занимает место Главы вселенского Тела, являя собой невидимого Христа.

«Един есть руководитель и правитель Церкви - невидимый Христос, Которого вечный Отец дал Главой всей Церкви, которая есть Тело Его. А видимая Глава есть тот, кто в качестве преемника занимает римскую кафедру Петра, князя апостолов» (римский катехизис, 1565 г.).

Модель хорошо объясняет почему папа именуется Главою Церкви, но не может объяснить объяснить почему Главами называются прочие епископы. Никто из них не может быть равен Римскому понтифику в статусе «Главы Церкви», их главенство вторично по отношению к Главенству папы. «В католицизме все епископы по сути - это хорепископы. Поэтому римский папа поминается в каждом из приходов Католической Церкви как главный епископ вселенной» (Диодор Ларионов). Таким образом в рамках папской модели не может быть и речи о равенстве епископата. Перед нами возникает структура пирамиды.



Власть ключей, переходя от папы Римского к низшим епископам, постепенно источается.

Московская модель.

Экклезиологическая модель, общепринятая в Российской Церкви, содержит одно важное отличие. На месте Главы Тела обычно изображается Сам Господь Иисус Христос.

Например, вот схема Церкви, изображенная нашим замечательным миссионером Антонием Дулевичем (видео-урок «Протестантам о Церкви»):



Патриархов и предстоятелей автокефальных Церквей в рамках данной схемы уместно уподобить шейным артериям, которые питаются прямо от Главы Христа. Поэтому их главенство вторично по отношению к Главенству Господа. Претензия одного из них на имя Главы на вселенском уровне автоматически рассматривается как подмена Христа и ересь папизма. «Глава у тела всегда одна, поэтому никто из людей и никакой церковный институт не может быть главой всей кафолической Церкви, кроме Христа» - провозглашает протоиерей Вадим Леонов.

Заметим, что прерывание евхаристического общения с первопрестольной Церковью в рамках данной модели не выглядит трагедией. Если две «шейные артерии» прекратили общение между собой, это еще не значит, что они (и питаемые ими органы) отпали от Главы Христа. Поэтому никто из наших пастырей и ревнителей особо не переживает по поводу отсутствия евхаристического общения и поминовения патриархом Кириллом патриарха Варфоломея.

Московская модель популярна, но она мало чего может объяснить. Почему все епископы в Церкви издревле называются «Главами», если их место во вселенском Теле всегда вторично по отношению к Главе Христу? Почему Главой Вселенских Соборов был назван папа Римский (легат Филипп на III Соборе и халкидонские отцы в письме папе Льву»)? Эти и многие другие вопросы остаются без вразумительного ответа.

Кроме того, модель не способна продемонстрировать равенство епископата. Подразумевается, что патриархи в Теле ближе к Главе, следовательно, их власть превосходит власть митрополитов и рядовых епископов. Структура папской пирамиды не устраняется, что приводит к многочисленным экклезиологическим ошибкам.

Православная модель.

Основополагающий для ее понимания текст находится в V-й главе послания к Ефесянам свщм. Игнатия Антиохийского (II век). Для лучшего понимания поместим его в контекст I-й главы:

«вот я, во имя Божье, принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа [...] вы, которые соединены с ним ТАК ЖЕ, как Церковь с Иисусом Христом, и как Иисус Христос с Отцом, дабы все было согласно чрез единение» (к Ефесянам, гл. I, V).

Согласно этим всеобъемлющим словам св. Игнатия, схожим образом соединены:

1). Бог Отец с Иисусом Христом [и Духом Святым].
2). Иисус Христос с Церковью.
3). Епископ Ефеский Онисим с поместной Церковью (епископией) Ефеса.

Епископ и поместное собрание соединены по образу Христа и Церкви и по подобию Св. Троицы. Одна и та же логика воспроизводится на трех уровнях.

«Единое Начало» - кем является Бог Отец в отношении Троицы, тем является Христос в отношении Церкви и епископ в отношении поместной общины.

«Пастырь и овцы», «Глава и Тело» - кем является Христос в отношении всей Церкви, тем является епископ в отношении поместной общины.

Читать делее https://blogpavlavasilieva.blogspot.com/2019/06/blog-post.html

вадим леонов, Георгий Максимов, Антон Дулевич, многа букв, экклезиология, Аркадий Малер, мнимый восточный папизм

Previous post Next post
Up