Мужик-не мужик.

Jul 15, 2015 03:16



В своей предыдущей записи, посвящённой спорту,возник вопрос о бегунье - бегунья ли это, или всё же бегун? Короче, мужик или не мужик?
И захотелось мне пофилософствовать на данную тему. Но уже не про спорт. А "за жизнь".
Слово "мужик" давно уже утратило своё единственное первоначальное значения "крестьянин". Мужик - это может быть оскорбление любимому и комплимент молодому парню.
Я в данном случае под словом "мужик" имею ввиду мужчин, воплотивших в себе лучшие мужские качества - надёжность, щедрость, великодушие, ум, порядочность. Мужчин, которые знают, что такое "честь", держат слово ("мужик сказал - мужик сделал"). Вспомнился фильм "Мужики" - ну что ж, герой артиста Михайлова - мужик!
Из-за работы в женском коллективе, в школе, где коллег-мужчин совсем немного и родителей-мужчин, приходящих в школу, ещё меньше, опыт у меня небольшой. И всё же:

Итак, "мужик - не мужик?"

История 1.
Меня назначили завучем большой школы, в которой обучалось почти полторы тысячи детей, и работало человек 60 учителей, когда мне было всего 27 лет. Росточком я была 156 см, весом 49 кг. Хотя были 2 сыночка-детсадовца, выглядела я очень несерьёзно. За год до этого возила детей в Волгоград на экскурсию, где про меня экскурсовод сказал -"Опять пионервожатую с детьми послали, учителей у них, что ли, нет?". На что я очень разобиделась.
Многие учителя, которыми мне теперь пришлось руководить, были не только старше меня, но и учили меня в школе. Одним из таких был учитель физики В.А. Учил меня в 10 классе. Старше меня на 8 лет, то есть было ему тогда лет 35. Я относилась к нему с уважением, как и подобает бывшей ученице к учителю, пользовавшемуся в школе неплохим авторитетом.
И вдруг однажды В.А. привёл ко мне в кабинет ученика 7 класса, который не подчинялся ему на уроке для "принятия мер". Ко мне, девчонке по сути, мужчина "в самом расцвете сил" приводит на разборку разбаловавшегося пацана!
МУЖИК? Нет!!!
И сколько уже лет прошло, но когда заходит разговор о В.А., я ничего не могу поделать - вспоминаю именно это!

История 2.
В той же школе, где-то спустя пару лет. Как завучу мне вменялось не только контролировать учебный процесс, но и следить, чтобы после моей смены ( в тот год это была 2 смена), все кабинеты были убраны и закрыты.
Заглянув в кабинет географии я обнаружила молодого учителя А.В., работавшего первый год после Университета, подметавшим пол. Увидев меня, покраснел до корней волос и виновато объяснил, что дежурные у него убежали.
Я объяснила славному А.В., что когда-то, в первые годы работы, я проводила с веником в руках ни один вечер в школе. И что со временем он научится делать так, чтобы ученики не сбегали с дежурства. ( В моём арсенале "приручения" учеников к уборке был немалый опыт: выяснять, кто должен убирать, не в конце урока, а в начале и говорить что-то типа - как хорошо, что именно вы сегодня убираете - я слышала, с вами очень интересно общаться, или вы очень быстро убираете; а иногда говорила - вы мне с реактивами в лаборантской поможете? - тогда полкласса хотели дежурить).
МУЖИК? Да! А ведь очень многие закрывали неубранный класс и писали мне "докладную" на таких-то учеников, что сбежали с дежурства, чтобы я приняла меры.
А.В. позже стал завучем, а потом заведовал нашим ГорОНО.

История 3.
Это было уже в той школе, где я была директором. К нам пришёл работать учителем истории некий В.В., с которым мы учились когда-то в параллельных классах. И в музыкальной школе мы учились вместе. И на олимпиады тоже ходили по одним и тем же предметам - практически на все городские. И с медалями закончили школу - правда, я с золотой, а В.В. - с серебряной. Я поступила на биофак, а герой моей истории - на философский факультет. Надо сказать, что был он очень хорош собой. С томным взглядом всё познавшего в жизни мужчины. Этакий Печорин. Когда мы встречались с ним в здании РГУ (теперь ЮФУ), слегка кивал в знак приветствия. ("Что за красавчик?"- спрашивали меня однокурсницы. Он действительно привлекал внимание."Да так, знакомый по школе," - отвечала я, думая с досадой - ну вот что ему стОило хотя бы улыбнуться, сказать "Привет!" - какой девчонке не льстит общение с подобным Аленом Делоном, на которого он был похож.
После Университета В.В. попал в "органы", жил и служил в Ростове, но потом что-то не сложилось ни в семье, ни в работе, и он вернулся в Азов. Так попал в школу.
И что же? Сколько внимания к своему начальству!!! "Софья Владимировна, вы прекрасно выглядите!" "Как вам идёт это платье!". Пару раз даже до дома провожал, поддерживая за локоток - скользко на улице, не упадите, драгоценный директор!
Обхохотаться.
Но это ещё не всё. Как-то я пришла к нему на урок в 10 класс. Захожу в кабинет - учителя нет. Ученики на месте. Я села, как обычно, за последний стол. Минут через 10 зашёл ОН. На лице - то же выражение "умной ненужности", что было в молодые годы. Снисходительная манера ведения урока ( в свои 35 он был ещё красивее, чем в 20).
" И что ж это я, такой весь из себя, делаю в какой-то убогой школе?" - было написано на его скучающем лице.
И тут...он заметил меня. Печорин превратился в Червякова из "Смерти чиновника" Чехова. Подбежал ко мне и стал оправдываться, что был в кабинете врача, что у него болит горло, что поднимается температура, но он - о, какая самоотверженность! - доведёт урок до конца.
Даже на лицах учеников я видела презрительные усмешки. Они ещё не знали, что после урока он прибежал ко мне в кабинет со справкой от нашей медсестры, где она написала, что у него 37,5!
МУЖИК? Н-е-е-е-т!!!

История 4.
В школе за всё отвечает директор. Может, в других школах или в нынешнее время не так, но у меня было именно так.
Как в любом заведении, где есть "раздевалка", там время от времени пропадают вещи. В годы моей работы дорогих вещей у детей не было, поэтому даже если случалось кому-то потерять шапку-шарф-сапоги-или даже куртку, родители, естественно, были рассержены, но дальше этого не шло. Иногда, когда вещи были дорогие, мы вызывали милицию ( участковый был нашим же учеником, было это просто) и, надо сказать, он достаточно быстро вычислял "воришку". Дети есть дети, они в этом, к счастью, неопытны. Дольше других задерживаются в раздевалке по приходу в школу, уходят раньше с уроков в день пропажи, обычно имеют друзей помимо одноклассников...В абсолютном большинстве это бывали девушки. Из неблагополучных семей.
Я так долго об этом пишу, что можно подумать, что в школе то и дело воровали вещи. Нет, совсем не так. Просто это считалось ЧП. И я всегда считала, что вина здесь лежит на мне.
Так вот, иногда после того, как ребёнок не мог найти свою вещь, к поиску подключались его родители. И начинали они с моего кабинета. Если сильно возмущались, я не спорила, не оправдывалась, а молча доставала из сумки кошелёк и спрашивала, сколько стоит пропавшая вещь. Обычно это их утихомиривало. Деньги не брали. Родительский комитет обычно потом оказывал материальную помощь из "фонда всеобуча" - была такая статья в бюджете, когда сумма денег выдавалась наличными школе раз в квартал. Конечно, прежде всего это были покупки вещей родительским комитетом малообеспеченным семьям, но пропажа вещей тоже считалась уважительной причиной для помощи.
Однажды ко мне в кабинет буквально ворвался отец первоклассника, которого я знала, как человека обеспеченного ( а и не знала бы, так понятно было, что директор Треста столовых человек небедный). У сына пропала куртка! Не какая-нибудь рвань, которую, по словам папаши, носят остальные ученики, а ЯПОНСКАЯ! К счастью, у нас только что была зарплата, и я, узнав цену куртки, отсчитала 78 рублей, извинилась за причинённый моральный ущерб и протянула деньги. И ведь взял!
В конце дня выяснилось, что так как у сыночка первым уроком была физкультура, он снял верхнюю одежду не в обычном месте, а в физкультурной раздевалке.
На следующий день учительница мальчика вернула мне деньги. Никаких извинений папа никому не принёс.
Потому что - НЕ МУЖИК!

История 5.
Тоже связана с родителями учеников.
Летом 1988 года мы с мамой и детишками - моими мальчиками и племянницей - возвращались с поездки на море. 12 часов мы провели в автобусе Туапсе-Ростов и вышли, чуть живые, на ростовском автовокзале. Предстояло ещё постоять в "живой" очереди на автобус в Азов.
Мы тащились с нашими сумками с главного вокзала на пригородный, когда вдруг возле нас остановился автобус "Ростов-Азов", и его водитель окликнул меня по имени-отчеству. "Вы в Азов"? "Да".
И предложил нам сесть в автобус ещё до того, как подъедет на посадку. Я, естественно, стала отнекиваться, что это неловко, стыдно перед другими пассажирами - короче, наотрез отказывалась. "Посмотрите на своих детишек и маму," - сказал он. И правда, на них лица не было. Да и на мне.
Мы сели в автобус. "А вы кто? Я, наверное, учила или учу ваших детей?" - спросила я у нашего благодетеля. Он засмеялся - "Неважно". "Но как же так, я ведь даже не знаю, кто вы и кого мне благодарить!" - приставала я. "Главное, что я вас знаю. А кто я - неважно."
МУЖИК? Конечно!

...А вообще мне в жизни повезло на "мужиков". Таковым был ( и остаётся") мой муж. И таковыми я считаю своих сыновей.

школа, философствую, обо мне, воспоминания

Previous post Next post
Up