Вот уже месяц, начиная с 21 мая, я много пишу в журнал (13 записей - рекорд!), и только на 2 темы - про кино и ЕГЭ. И как-то про любовь к грозе запись затесалась.
И тем не менее - вновь про ЕГЭ. Теперь уже не о моих учениках, а о том, что я в целом думаю про эту форму проверки знаний. Мыслей по этому поводу у меня немало, многими я уже делилась ранее, так что полноценного, последовательного, как хотелось бы и как я люблю повествования не будет, а так, "мысли вслух". Такая форма не требует определённой последовательности, что всегда проще. Итак, вновь про ЕГЭ.
Мысль 1. О прогнозируемости ЕГЭ .
Мои постоянные читатели знают, что я - сторонница ЕГЭ. Позволю себе повториться, за что я люблю ЕГЭ. Напомню, что ЕГЭ - это не форма обучения, это - форма проверки знаний. И это, на мой взгляд, - самая объективная проверка, если нет откровенного списывания (с чем успешно борются руководители Минобраза, и от массового списывания нынче остались лишь единичные случаи). Для моего предмета, химии,я не имею никаких претензий к составителям тестов. Может, для гуманитарных предметов это выглядит как-то иначе, но я здесь рассуждаю о ЕГЭ с точки зрения учителя химии, имейте это ввиду.
Я уже
приводила примеры, что мои прогнозы ( и не только мои) фактически совпадают с полученными оценками, что тоже в пользу ЕГЭ. Кроме того, видя ученика, я уже через 5-6 занятий могу определить, на какой балл он может сдать экзамен. Если приходит ученик с небольшими способностями (ну, откровенно неспособных к изучению программы средней школы детей я здесь не имею ввиду), то при наших больших приложенных усилиях он может усвоить курс на 60-70 баллов. Примерно такую же оценку может получить и способный лодырь, который вряд ли много делает дома, но занятия с репетитором позволяют ему добиться такого же результата, как труженику, не так одарённому природой. Способный и трудолюбивый вполне напишет на 90 баллов и выше, в том числе и на 100. Ну, а как напишет и не очень толковый, но очень большой лодырь, увижу на примере ученика, с которым мы расстались 3 недели назад. Пока знаю, что русский сдал на 60, математику сдавал базовую, по обществознанию получил минимум возможного - еле-еле набрал 42 балла.
Так что ЕГЭ - не "тёмная лошадка", и я всегда через 3-4 недели занятий говорю ученику о моих прогнозах. Иногда мы расстаёмся. Но лучше заранее понять, что в мединститут, где нужно более 90 баллов по всем предметам,тебе не поступить, и вовремя поменять свои намерения.
Мысль 2.О старых школьных экзаменах.
Сторонникам школьных и вступительных экзаменов хочу напомнить, как они проходили. Расскажу о своём опыте, и думаю, что вряд ли у многих было иначе.
Ещё в 1968 году, заканчивая школу, я получила первые уроки "честности" . Сначала меня отругали после сочинения, потому что я просто ушла, положив работу на стол. "А вдруг там оказалась бы ошибка, у нас же нет твоей ручки, чтобы исправить?" - сетовала учитель русского и литературы Софья Даниловна.( Я была "медалисткой", сочинение проверяли где-то ещё). На математике мне сразу сказали, чтобы я не уходила, пока не проверят работу. Ошибок не было ни в сочинении, ни по математике, но осадок появился.
Дальше - устные экзамены. Я была хорошо к ним готова, и для меня экзамен был интересен ещё и тем - какой билет попадётся? Такой спортивный интерес. И проверка себя. Куда там! Суетливые учителя-предметники, почему-то не наши, которые работали у нас в классе, а их коллеги, выходили и рассказывали, где какой билет лежит. А когда я на истории сказала, что мне не надо подкладывать, я буду тянуть сама, Александра Александровна, очень хороший, между прочим, учитель, сказала:"Ну ты же нам всё спутаешь!"
Впрочем, оценки всё равно ставили те, что были уже выставлены за год, никакой экзамен никакую оценку не понижал, а разве что повышал. Если мне подложили нужный билет, и я его ответила на "5", а в году было "4", в аттестат обычно ставили "5".
Потрясающая объективность. В результате у нас в классе было 12 медалей, в параллельном - 10, а в классе моей сестры, учившейся годом ранее, 20!!! Тогда серебряную медаль получал любой, у кого в аттестате две "4". "Натягивали "пятёрок больше, чем было их выставлено заслуженно.
Когда я через 5 лет пришла в свою же школу работать, ничего не изменилось. Разве что медалистов стало меньше - серебряные отменили, а "золото" надо было подтверждать в области, отвозив туда не только работы по литературе и математике, но и "презенты."
Когда я пришла работать в другую школу директором, я думала, что мне предстоит большая борьба с "мухляжом" на экзаменах. А оказалось, что в менее именитой школе такого безобразия не было. Нет, наверное, случаи "подкладывания" билетов тоже были, но так масштабно и откровенно - нет. К тому же все знали моё отношение к данному вопросу и либо не ловчили, либо удачно скрывали.
Что же касается лично меня, я в следующей записи расскажу, как я однажды сама "подкладывала" билет, и что из этого вышло. Обхохочетесь. Я назову тот пост "Не умеешь - не берись".
Мысль 3. О вступительных экзаменах.
Я не беру сейчас коррупционную составляющую. Просто представим ситуацию. Я хорошо знаю курс химии. Некоторые темы - просто отлично. Но вот тему "амины" я пропустила в школе, болела, и потом она мне как-то не далась, короче, есть небольшой пробел в моих знаниях. И именно этот вопрос мне достался. И я получаю оценку много ниже своих знаний.
А рядом товарищ куда хуже меня подготовлен, но вот спирты он знает отлично - делал презентацию на уроке. И ему достаются именно спирты. Везунчик! Его балл при куда более низком уровне знаний, чем мои, выше.
Да, на экзамене не 1 вопрос, а 3. Но и удача может быть двойной, и неудача. И доля одной удачи-неудачи всего из трёх очень велика! А ЕГЭ проверяет практически все разделы химии.
Теперь вновь вернусь в далёкий 1968 год.Год моего поступления в Университет.Я наотрез, несмотря на настояния родителей, отказалась заниматься с репетитором по химии ( как медалистка должна была сдать только химию на отлично и поступить, другие предметы не готовила). И никто не подсказал, что когда только "медалистов" на место по 2,5 человека, то им всем нельзя ставить "5", как бы хорошо они не отвечали, и будет жёсткий отбор.
Билет мне попался хороший, впрочем, я была готова хорошо, но удачный билет - тоже благо. Я ответила. Мне сказали - "Молодец!" и поставили..."4". "Почему?" - дрожащим голосом спросила я. "В вашем ответе не было чёткости и уверенности, девушка," - ответили мне.
А кому ставили "5"? Время от времени в аудиторию заходил какой-нибудь человек( позже я поняла, что это были преподаватели университета),подходил к кому-то из абитуриентов и спрашивал :"Всё нормально, Леночка?(Ирочка, Танечка и проч), и это был сигнал проверяющему - СВОИ. А меня никто не назвал "Сонечкой", и я ушла с "4".
Шансов на поступление с "4" не было. На оставшиеся 15-20 мест имели шансы "немедалисты" с "5" по всем предметам, а у меня уже была "4" и общие основания. Проревев пару дней, я всё же поехала сдавать биологию. Только отличная память и полученные в школе знания позволили мне получить "5". К физике я упорно готовилась следующие 4 дня, и тоже - "5". Забрезжила слабая надежда...И - о радость! Она оправдалась! с 14 баллами ( сочинение было "за запятой" в подсчёте баллов) брали только юношей ( биофаку мужчины нужны были всегда) и меня, так как я на областной олимпиаде по биологии заняла 2 место, а 1 вообще не дали тогда. Ох, какое это было счастье! Впрочем, я отвлеклась. Но мысль мою вы поняли - поступление честным не было.
И ещё один пример. Это уже связано с поступлением моей родственницы в мед.институт в 1989 году. Занятия с репетиторами химией, физикой и биологией, естественно, были с репетиторами мед.института. Чтобы правильно определить "Леночек,Танечек", и проч. А как быть с сочинением? Как везде, оно было под шифром. Что, почерк сличать? Ан нет. Есть и там свои методы. Третье предложение должно было начинаться определённым словом (не помню каким именно, например, "Наш", или "Мой" -неважно. Предложение должно быть непременно с одной запятой. Вот такой "шифр".
Мысль 3. Вокруг и около ЕГЭ " Словно мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят тут и там"
Теперь о том, что происходит вокруг ЕГЭ. Сейчас вся эта вакханалия с каждым годом стихает, хотя нет-нет, да возникнет разговор о суицидах во время ЕГЭ, что это - громадный стресс и т.д. Как будто экзамены в другой форме, если они честные, не несут психологической нагрузки. Слухи эти рождают и журналисты (помню, как уважаемый мною до этого Андрей Максимов в эфире центрального канала года четыре назад всё порывался пожать руку студенту, который был пойман во время сдачи ЕГЭ за школьника, потому что известный журналист и драматург был яростным противником ЕГЭ), и родители "провалившихся" детей, и просто любители почесать языком.
Вот недавний пример: в нашем городе во время экзамена по русскому языку одна из учениц не сдала телефон, а её мама ещё до окончания экзамена позвонила, чтобы узнать о том, как дела у дочурки. Дела были плохи - с экзамена удалили, результат аннулировали, аттестат - прощай.
Когда через несколько дней я занималась со своими ученицами химией, то от каждой из них услышала разные продолжения истории.
История 1 . Мама, придя домой с работы, не нашла дома несчастную дочку и побежала её искать по городу. Прибежав на наш подвесной мост через речку Азовку (глубиной в метр-полтора), она в последний момент успела схватить бросавшуюся с него дочь... (Здравствуй, индийское кино!)
История 2. У мамы инсульт
История 3. Не у мамы, у папы то ли инсульт, то ли инфаркт.
И ещё на эту же тему. "Ой, как страшно идти на ЕГЭ, там же теперь камеры, металлоискатели и пр," - сказала мне в прошлом году ученица. Я её спросила:"А что, Даша, ты не видела камеры в магазинах, кинотеатрах? Тебя что, не проверяли металлоискателем в аэропорту, ты не проходила через рамку металлоискателя на вокзале, перед входом в концертный зал? Так чего ж бояться, если ничего не собираешься нарушать?"
А родители...Сегодня ко мне приходила Леночка, которая собирается поступать в РХТУ им. Менделеева, мы с ней анализировали баллы поступавших в прошлые годы, думаю, у неё есть шанс поступления на бюджет, так вот, уходя, она попросила меня позвонить и угомонить свою маму ( точнее, бабушку: мама Лены погибла, когда той был годик, в автомобильной аварии, она выросла у бабушки и называет её мамой). Та категорически настаивает ехать уже сейчас в Москву, чтобы сдать документы в числе первых, или, по крайней мере, срочно отправлять"экспресс-почтой". И никакие увещевания, что время очередей давно позади, и никакого значения не имеет, сдал ты документы 20 июня или 20 июля.
Мысль 4 В подтверждение о дилетантстве в отношении ЕГЭ.
Вот ещё одно из впечатлений последних дней, связанное с тем, что известнейшие люди берутся обсуждать ЕГЭ, будучи мало осведомлёнными о его правилах
Не далее как неделю назад в гостях у В.В.Познера, передачи которого я смотрю смотрела с интересом, был ректор ВПШ Я. И.Кузьминов.
.
Click to view
Вы можете послушать очень дилетантский разговор, начиная с 25 минуты.
Познер - ярый противник ЕГЭ. Но не сильно, по-видимому, вникал в этот вопрос. Поэтому, когда ректор стал говорить о преимуществах ЕГЭ, о том , что теперь не надо сдавать два экзамена, а всего один, имея ввиду то, что ЕГЭ по , скажем, русскому одновременно является и выпускным, и вступительным испытанием ( потому и назван "ЕДИНЫМ"), Владимир Владимирович, поняв, что сейчас всего 2 экзамена сдают, стал вспоминать свою далёкую юность с 10 экзаменами . И почему-то Ярослав Иванович не растолковал ему, что он имел ввиду, не пояснил, что "два" и "дважды" имеют разный смысл. Хотя в общем его позиция была достаточно аргументирована. Но, видимо, и он не совсем в курсе о проведении ЕГЭ. Иначе как расценить его предложение , чтобы ЕГЭ по всем предметам, кроме русского и математики, сдавать только в том случае, если он нужен для ВУЗа, а не "поголовно". ( на 34 минуте) А его именно так и сдают! И никакой роли баллы ЕГЭ по литературе, истории, обществознанию, информатике, физике, химии, биологии и географии для оценки в аттестате не имеют! И их сдают только для ВУЗа! Вон, уже и выпускные в некоторых городах прошли, а 24 и 25 июня ученики, сдающие химию и обществознание, не уложившись в единый для них день 8 июня, будут сдавать 24 июня один из них. Возможно, это издержки монтажа, потому что следующая мысль Ярослава Ивановича была о том, что в ЕГЭ надо убрать базовую часть, чтобы он был именно пропуском в Высшую школу ( что сейчас сделали в математике, и сделали верно).
Мысль 5 Последняя.
Если кто-то хочет возразить, что, мол, у нас сейчас система образования ужасна, что советская была куда лучше, что дети ничего не знают, не читают и т.д, и связывают это именно с системой ПРОВЕРКИ знания с помощью ЕГЭ, я позволю себе ответить словами ректора: "Глупо пенять на зеркало, если лицо не побрито". Знания двёт не ЕГЭ. Их даёт школа. А вот к школе, например, у меня претензий куда больше, чем к ЕГЭ.
Но об этом - как-нибудь в другой раз.