Государство ужесточает контроль в сфере ЖКХ. Под микроскопом могут рассмотреть деятельность управляющих компаний, которым, возможно, в скором времени предстоит серьезная проверка на прочность - лицензирование. Проект федерального закона о введении лицензирования управляющих компаний (УК) должен быть внесен в Госдуму до конца декабря. Суть проста: УК, не прошедшие этот процесс, уйдут с коммунального рынка, а их место займут более эффективные его игроки. По мнению чиновников, такая государственная мера «отсеет» недобросовестные УК и наведет порядок в отрасли, подточенной изнутри коррупционными скандалами. При этом утверждать, что очередная коммунальная реформа пройдет гладко и за короткое время, никто из государственных мужей пока не рискует.
Механизм лицензирования в ЖКХ еще не запущен, но по-прежнему не оставляет слушателей равнодушными, отсылая назад к этапу, когда этот проект находился только на стадии правительственной дискуссии. Напомним, что было предложено два варианта: ввести для управляющих компаний обязательное саморегулирование (СРО) или заменить его лицензированием. Но постепенно чаша весов склонилась в сторону второй модели - «более проверенной», как обозначил ее министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, отметивший в одном из своих выступлений, что красивая и современная модель СРО, вызывает много вопросов. Не менее важную оценку дал и замминистра, а также руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве РФ Андрей Чибис, подчеркнувший необходимость реорганизации коммунальной отрасли, но без глобальных изменений законодательства, мешающих ее развитию и ставящих барьер перед инвесторами. Таким образом, госрегулирование может стать логическим следствием ситуации, при которой целая отрасль, чей коммунальный фонд, мягко говоря, далек от совершенства, просто не справилась с нагрузкой. А его ключевой задачей - выровнять ее кривую.
Некоторое время назад вопрос, выберет ли власть лицензирование или оставит саморегулирование, оставался открытым. Осенью прошел ряд тематических встреч, собравших на одной дискуссионной площадке специалистов отрасли и чиновников. Раскрытие смысла будущей реформы активно постигалось и на конгрессе «Современные подходы к модернизации и управлению ЖКХ в России», и на круглых столах, повсеместно организованных в Московской области, где инициаторами выступили единороссы, которые одни из первых поддержали курс, взятый Белым домом. А он ориентирован на развитие института лицензирования.
- Там, где руководители муниципальных образований относятся к вопросу серьезно, то и понимание достигается быстрее. И таких примеров немало. Например, в подмосковном Домодедово руку на пульсе держит глава округа, - отмечает Юрий Липатов, депутат Госдумы и руководитель комиссии по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения регионального политсовета подмосковной «Единой России». Тем не менее, подчеркивает он, дополнительные рычаги контроля УК необходимы. Данную инициативу он обозначил как «исключительно полезную».
Будущую модель уже называют составной частью продолжения глобального реформирования отрасли, ослабленной накопленными долгами, износом основных фондов и деятельностью «неуправляемых» УК.
Главная задача настоящей реформы состоит в том, чтобы не допустить в будущем провальных результатов. Так, губернатор Подмосковья, член Высшего совета «Единой России» Андрей Воробьёв - один из лидеров медиарейтинга глав регионов в сфере ЖКХ, опубликованного осенью этого года, выступает за ужесточение контроля в сфере ЖКХ. «Сегодня мы должны внимательно поработать с УК, чтобы была культура управляющих компаний. Такая культура сегодня только формируется, им нужна помощь», - считает глава региона. «Я понял предложение по лицензированию как дополнительные требования к профессионализму работы УК. Такие организации не должны существовать для того, чтобы содрать деньги с жильцов, а все-таки должны привнести новое качество жизни. Очень важно отличать одно от другого», - в частности отмечает он.
Поддерживающие данную концепцию подчеркивают, что для компаний, работающих на рынке честно, лицензирование станет только формальностью. А для «неуправляемых» УК, а также для компаний-однодневок, собирающих платежи и исчезающих с ними в неизвестном направлении, новая модель станет карательным инструментом.
Понять, кто есть кто в коммунальной отрасли поможет мониторинг, а для этого, помимо всего прочего, необходимо изучить опыт успешных подмосковных УК.
Однако есть и те, кто не согласен с новой моделью. Главный аргумент «против» - большие инвестиции, как федеральные, так и региональные в организацию лицензионного аппарата. А также тяжелое коммунальное наследие, которое может значительно затормозить процесс преобразования по новому сценарию.
Материал предоставлен: пресс-службой МОРО "Единая Россия"
Оригинал взят у
maxnorfolk в
Управляющие компании в сфере ЖКХ хотят проверить на профпригодность.