11 марта 2014 года в ГД ФС РФ был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Председатель Мособлдумы, член Президиума Регионального политического совета прокомментировал законопроект.
- Почему возникла необходимость внесения изменений в Закон о местном самоуправлении?
- Эти изменения назрели давно, а в прошлом году тема особенно актуализировалась. В конце года состоялся всероссийский съезд Союза местного самоуправления, а Президент в своём Послании Федеральному Собранию предложил создать рабочую группу по модернизации муниципального законодательства. Результатом работы стал этот документ.
В целом, несмотря на различные спекуляции вокруг темы местного самоуправления, мы наблюдаем консолидированный курс на повышение роли и статуса местных органов власти в политической системе страны. Документ, обсуждаемый сегодня в нижней палате федерального парламента, на мой взгляд, направлен на реализацию двух ключевых задач: сокращение «расстояния» между муниципальной властью и гражданами, а также на формирование широкой муниципальной базы подготовки управленческих кадров.
- Какие новшества содержит документ?
- Появятся новые типы муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Советы депутатов, которые будут формироваться внутри этих районов, позволят снизить нагрузку муниципальных депутатов в 10 раз: местным избранникам предстоит работать с 2-4 тысячами избирателей.
- Для чего это нужно?
- Преследуется задача повышения статуса института муниципальных парламентов. И в сегодняшних реалиях люди преимущественно идут в Советы депутатов либо для старта своей политической карьеры, либо для эффективного решения проблем своих соседей, земляков. ФЗ-131 можно критиковать за что угодно, но очевидно, что местному самоуправлению был придан демократический импульс - граждане видят потенциал в местных органах власти, готовы участвовать в избирательных кампаниях.
Особо важно, что мандат муниципального депутата - это хорошая возможность проявить себя молодым инициативным людям, которые будут руководствоваться принципами эволюционного развития, а не достижения «всего и сразу».
- Что ещё можно отметить в законопроекте?
- Нынешние изменения в Закон включают в себя и такое важное направление, как оптимизация полномочий местных органов власти. Например, из 34 полномочий сельскому поселению остаются 13, а остальные будут регулироваться районом, где они могут быть подкреплены ресурсами.
- Есть опасения, что назначаемые главы администраций (сити-менеджеры) - не всегда эффективный инструмент управления.
- Эффективность сити-менеджеров зависит от многих факторов, а само по себе назначение внешнего управленца на должность руководителя администрации не является негативом. В Подмосковье, как и по всей России, есть положительные и отрицательные примеры работы сити-менеджеров. От чего зависит их эффективность? Социально-экономический потенциал области, политическая стабильность внутри муниципалитета, развитость институтов гражданского общества, институтов контроля и многое другое. Идея сити-менеджмента заключается в том, что управленец занимается городским хозяйством вне политики, вне борьбы за власть. Уверен, многим нашим гражданам такая идея импонирует.
Пресс-служба МОРО «Единая Россия»