Продолжаем ретро-путешествие по Сибири.
На очереди Кемерово и Томск.
Итак, в этот день, ровно пять лет назад...
11.08.01
Кемерово
(основан в 1701 г., население - 520,6 тыс. чел)
Приехали почти без опоздания (в 6:20 по-местному), учтя то, что выехали на час позже. Очень маленький, но уютный вокзал. На Красноярск ходит поезд по нечетным, но на него остался только один билет. До Абакана поездов нет. На Томск можно уехать, добравшись для начала на электричке до города с неприветливым названием Топки. Другими словами, поезд отпадает. И это правильно, давно пора на автобус пересаживаться.
Несмотря на ранний час (и выходной день) город не пуст. Нам надо найти ул. Комсомольская, где живет Антон, Лешин сокурсник. Он, как-то узнав, что мы собираемся в Сибирь, обронил: «Будете в Кемерово, заезжайте». Ну, будет ему сюрприз, коли телеграмма, отправленная нами из Новосибирска, не дошла. В общем, нас не ждут, но будут рады. А уж как будем рады мы горячей воде и душу. Вот, правда, на вокзале горячей воды не было - тревожный факт.
От вокзала идут две магистрали. Проспект Ленина - явно центральный, и Кузнецкий пр-т, где вдали горит мощный олимпийский факел (в народе его зовут «Лисий хвост»).
Пошли по Ленина. Первое впечатление - типичный советский город. 2-5 этажные домики, магазины со старыми вывесками. Мозг услужливо подсказывает дальнейшие ассоциации с промышленной депрессией, выбросами и т.д. Но выводы наши еще будут пересмотрены, а пока мы в поиски нужной улицы. О ней почему-то никто не слышал, зато все знают о наличие Комсомольского проспекта на другом конце города, в спальном районе. Но у нас есть четкое указание «у вокзала», к тому же отсутствие в адресе номера квартиры намекает на сельский дом. В итоге, в 8 утра открывается почта, где нам и показывают дорогу.
Путь к дому лежит мимо автовокзала. Заодно интересуемся. Можно уехать до Абакана по пятницам (350 руб.), до Красноярска (250 руб., 12 часов) в 9:00 ежедневно. Ну а до Томска просто тьма автобусов, первый в 8:00 (100 руб., 4 часа). Значит с транспортом решено.
Перейдя небольшой мост, под которым проезжал длиннющий поезд, груженый, как это ни странно, углем, мы дошли до цели.
Встретили нас радушно. Больше часа проболтали за чаем, перебрав общих знакомых и поделившись впечатлениями о такой замечательной поре студенчества как военные сборы. Потом поехали к Антону на квартиру, где (о, счастье!) была горячая вода. Приведя себя в порядок и отдохнув, часов в 12 мы пошли штурмовать город.
Главный плюс Кемерово - грамотная планировка. Все аккуратно, без тюменской мешанины. На пр-те Ленина - чередование высоких девятиэтажек и длинных пятиэтажек, на ул. Молодежной - панельные дома (они же - «панелки») оттеняются недавно построенными кирпичными домами. Налицо рисунок застройки, правильные черты городского лица.
Ул. Молодежная - почти край города. Она упирается в ул. Свободы, а та, в свою очередь, в тюрьму - все как надо в России. От нее через ул. Тухачевского, где магазин «Шорец» напоминает о недавней истерии борьбы за права горных шорцев, перебираемся в центр города.
Хорошо идти с человеком, знающим город. Кемерово во многом понравился во всех отношениях благодаря Антону, который за день полностью развернул нам картину города как во времени, так и в пространстве. Обычно в новом для тебя городе ты проходишь насквозь пару-тройку центральных улиц или целенаправленно двигаешься к наиболее значимым достопримечательностям. Здесь же мы постоянно поворачивали, следуя за рассказом, историей, домами, а вовсе не векторами улиц.
Город рассекает р. Томь, но основная часть застройки к югу от нее. Это Центральный и Ленинский р-ны, сталинская и современная спальная застройка соответственно. За вокзалом - Заводской р-н (частный сектор). К северу от реки - Кировский и Рудничный р-ны. Здесь большинство предприятий. С набережной виден гигантский лесной массив на крутом северном берегу - защита от выбросов.
Река Искитимка, приток Томи, почти полностью обмелела. Место ее впадения в Томь заросло кустарником. На берегу Искитимки цирк и детский парк. Чуть дальше - Парк Победы. Местный университет (ул. Мичурина) содержит музей этнографии и экологии Сибири, но он на ремонте. Рядом с филармонией стоит дом, по легенде построенный специально для визита Брежнева. Но тот так и не приехал.
Район улиц Коммунистическая и Дзержинского - настоящий «затерянный мир». Двухэтажные домики, утонувшие в зелени. Скорее какое-нибудь Прихоперье, чем угольный центр.
Выходим на площадь Советов. Здесь самый главные здания города: горком, обком и региональное управление ФСБ. В центре памятник Ленину, примечательный тем, что плащ у него застегнут по-женски. Перед ним клумба ярчайших цветов.
От Кемерово осталось ощущение какого-то праздника цвета, яркой палитры красок. Городской центр вылизан и выхолен. Сталинские монументальные дома со необходимыми гербами, звездами и колоннами подкрашены и оштукатурены чуть ли не вчера. Бока более поздних новостроек раскрашены под небо с белыми перистыми облаками. Памятники помыты (напр., памятник Волкову - первооткрывателю местных угольных залежей, перед ним лежит огромная угольная глыба). Улицы засажены клумбами, причем цвета всегда дают разный рисунок.
Эталоном служит ул. Весенняя. Это сквер с бесконечными цветами, окаймленный чередованием рябин, ломящихся от ягод, и лиственниц. Улица выходит к драмтеатру, около которого расположен цветомузыкальный фонтан. Вечером его подсвечивают разными цветами, а днем тут играет музыка (причем классика или что-то типа Hotel California, а не «Руки Вверх» или «Земфира»).
Как город, еще недавно считавшийся синонимом экологической катастрофы смог превратиться в прекрасного лебедя? Как рассказал Антон, Кемерово действительно был убогим городом «без неба», лидером по загрязнению городской среды. Но с резким падением темпов производства многие предприятия попросту встали, и, соответственно, выбросы сократились. Город лежит в кольце предприятий, но многие уже не работают. Шахты, что находятся в городской черте, либо позакрывались, либо добывают уголь на большой глубине, так что выбросов немного. Основной загрязнитель - «Азот», что на севере города. Ему принадлежит тот самый «Лисий хвост», что встречает приезжающих на вокзале. В итоге, немного другим путем, но Кемерово все же стало русским аналогом Питсбурга, превратившись из города-клоаки в уютный зеленый центр.
Кстати, советской застройке местами не соответствует уже не-советский сервис. Книжный на ул. Кирова и местный ЦУМ оборудованы по последнему слову, а пиццерия «Сильвер» на ул. Красноармейской - была лучшим, что мы пробовали за поездку (не считая байкальского омуля, разумеется). Хочу такую в Москве (прежде всего, по ценам). Правда, до звания передового города в масштабах страны ему еще далеко - в кинотеатрах крутят московский майский репертуар.
В общем, тов. Тулеев поработал на славу. Города-бунтаря, откуда шахтеры приезжают стучать касками по Кремлю, давно нет. В городе нет ни одной надписи на стене про нехороших людей у власти, зато в небе реют плакаты «Кузбасс поддерживает президента» с ликом ВВП.
Впрочем, не надо идеализировать Кемерово. Просто мы хорошо попали сразу после капремонта, когда обновка еще не начала ветшать. Однако тот факт, что город с таким имиджем умудрился стать конфеткой, пусть и на время, не может ни потрясать.
А планов еще громадье. На ул. Ленина высится небоскреб так и не достроенной гостиницы еще с советских времен*. У моста через Томь стоят сваи для нового моста. На набережной - одинокий столб, собирались делать фуникулер. Но самое интересное, что в городе, потерявшем, согласно данным Интернета 50 тыс. населения за 90-е годы, идет жилищное строительство.
Наша прогулка заканчивалась. Набережная Томи с Вечным Огнем - бывшим местом свиданий (сейчас его перебил фонтан). Низкий мост через реку, который каждый год заливает вода. Парк Культуры. Площадь Пушкина с маленьким памятником поэту - дань недавнему юбилею. Абсолютно пустая площадь создает впечатление, что город - это хорошая трехмерная модель чистого провинциального центра, но без людей. Народу в Кемерово вообще мало. Молодежь на природе, старики - на даче, прочие - работают, но этих совсем немного (пора отпусков). Все стремятся на юг, на море. В это время года билетов туда не достать.
Из культурной программы - посетили краеведческий музей, но экспозиция меня не вдохновила. Зачем-то закрыт отдел советского периода, а ведь это самое интересное для этого района. К 8 вечера вернулись на квартиру. Телевизор уже рассматривается как нечто необычное. Звоним одноклассникам. По Питеру гуляете? А мы вот в Кемерово. Ужин с мясом и картошкой собственного приготовления. Сон на мягкой кровати. Забытые блага цивилизации.
* подобные незавершенные мегапроекты гостиниц вообще характерны в городах России: Тверь, Красноярск и т.д. Те, что успели достроить - пустуют (напр., в Ульяновске). И только в Ярославле гостиничный небоскреб пошел в дело - его забрала себе налоговая полиция
12.08.01
Проснулись в 6 утра. Быстро позавтракав, заспешили на автовокзал. В качестве автобуса шикарный «Вольво» с минимумом пассажиров. Благодарим Антона за теплый прием и отправляемся в сторону Томска.
Разумеется, все немедленно заснули. Даже Женя, которая утверждает, что не спит в автобусах, и по этому поводу забралась на первое сидение, согнав кондуктора. За окном потянулась бесконечная распаханная степь, что утомила меня еще со времен Алтая, поэтому я с чистой совестью уснул. Проснулся в городе Юрге.
Юрга - забавный город. В центре небольшого с виду поселения - огромный завод, дымящий 6 трубами и 2 мега-трубами. Женя выяснила у местных, что это машиностроительный. Интересно, что они тут производят? Забор вокруг завода увит колючкой, а по бокам расположились две зоны, правда неработающие (вот довели страну, ничего не работает!).
Томск
(основан в 1604 г., население - 504, 7 тыс. чел.)
Вокзал и автовокзал стоят рядышком, поэтому уже через пять минут мы стали счастливыми обладателями билетов до Красноярска. Но садится в поезд мы должны были не здесь, а на станции Тайга (что на Транссибе). До нее 2 часа на электричке, которая уходит в 18 часов по-местному (22 руб.). Т.е. у нас где-то 5 часов на город.
От вокзала двинулись по ул. Кирова в сторону знаменитого университета. Вскоре противоположную сторону улицы полностью скрыла зелень, мы вошли в образовательную Мекку. Это почти Академгородок по типу Н-ска (впрочем, на окраине города есть «свой» Академгородок) - тихо, зелено, что ни дом - то какой-то факультет. Правда нет многочисленных кафе, да и магазинов очень мало. И зелень, конечно, не дотягивает до н-ских «лесов». Но не стоит забывать, что в данном случае мы еще и в центре города.
У поворота на ул. Ленина располагается вполне приемлемое общежитие (200 руб. - 4х мест. номер, 160 руб. - 2х местн.).
Ул. Ленина - главная в городе, но здесь это тихая заводь, скрывающая в густой растительности Томский университет. Мы почтительно полюбовались на его главное здание и даже зашли внутрь (чем весьма удивили сторожа). Не совсем понятно, почему студентам МГУ внушает трепет какой-то там Томский университет. Возможно дело в истории и в магии слов «Сибирские Афины» (помимо Томского, подобное уважение я испытываю, разве что, к Казанскому универу и к ЛГУ). В тот день случилось воскресенье, поэтому все было на замке, включая и ботанический сад (очень жаль, говорят, замечательная коллекция).
Скоро зелень сменилась более подобающими главной улице городскими красками. Но всевозможные институты продолжали попадаться на каждом шагу. Такое впечатление, что изначально построили город-кампус типа Кембриджа, а потом он оброс населением, предприятиями и стал областным центром. Куда бы ты в городе не посмотрел, обязательно уткнешься в табличку ВУЗа.
Показательный пример: напротив здания ТУСУР (Томский ун-т связи, управления и радиоэлектроники) стоит мэрия. Смотрится последняя как домик рядом с дворцом. На мэрии скромно вывешены в столбик таблички: «мэр», «городская дума» и т.д. - как фамилии жильцов одесской коммунальной квартиры.
Ближе к реке Ушайка - старый центр. Двухэтажные домики границы 19-20 веков, множество современных магазинов, транспаранты реклама - мне все казалось, что я где-то в районе Таганки. В книжном рассмотрел книгу «Старые улицы Томска» - город многое сохранил от времен доисторического материализма. А вот пройди тут Транссиб…
Площадь Ленина. Бронзовый Ленин показывает на строящуюся напротив церковь: «Вот, товарищи, новый путь».
Сворачиваем к набережной Томи, облагороженной чугунной решеткой. Томь здесь гораздо более полноводна, чем выше по течению в Кемерово. На другом берегу пасторальная панорама россыпи деревушек. Под нами - речной вокзал.
Когда окрестности ул. Ленина перестают быть аттрактивны для глаза, покидаем ее по переулку 1905 г., забираясь в гору. Вокруг старые деревянные дома, украшенные затейливой резьбой. На вершине нас ждал приз в виде прекрасной в своем тлении Воскресенской церкви. Храм слегка скособочен, но это только красит его, предавая дополнительный отпечаток старины. Внутри все довольно бедненько, но это общее для небогатых сибирских приходов. А вот желаемой панорамы города с вершины мы не получили. Склон сильно зарос и используется в качестве свалки.
Следующий объект изучения, романтично названный на карте Белым озером, на проверку оказался обыкновенным круглым прудом. Не оправдала доверия и вторая по значимости улица города - Комсомольская. Ближе к вокзалу она преображается в застроенную типовыми девятиэтажками 80-х годов улицу, полную магазинов, но на северном краю города, это не что иное как вылетное шоссе с пустырями, автозаправками и запыленными частными домами. Прокляв все на свете, мы битый час добирались до цивилизации.
Итого. В городе были преступно мало, и, возможно, окончательно его «идею» я так и уловил. Хотя образовательная доминанта очевидна. Обычно города-университеты маленькие, а тут полмиллионник. Но вот насколько это «Афины», пусть даже и сибирские - сказать не берусь.
Город, безусловно, экономически развитый. Банкоматы в центре, улицы увиты рекламой (в Кемерово - ни одной «перетяжки»), местное ТВ вещает на Кемерово. Не Н-ск, конечно, но рангом повыше Кемерово. И в культурно-историческом плане что-то похожее, думается: не Иркутск и не Тобольск, но и не Омск с Н-ском. Сибирский середняк. Но стоит копнуть его поглубже.
На электричку успели. Тайга началась сразу Томском, не дожидаясь одноименной станции. Океан одинаковых острых елей, пересеченный рельеф. И зоны. Стоит удалиться от наезженного Транссиба - и на тебе.
Пересели на пассажирский поезд Москва - Владивосток (180 руб). Ужас. Никогда не ездите на нем на короткие расстояния. Тащится медленно. Останавливается на каждом полустанке. Народ едет издалека и не освежает воздух мытым телом. Проводник то ли пьян, то ли по жизни такой. Туалет… без комментариев (как же они тут, бедные, 7 дней едут).
Мест в вагоне было только два (третье проводник продал семье перепуганных кавказцев). Я не стал сгонять людей, умудрившихся втроем улечься на полке - у них и так жизнь несладкая, а пошел в соседний вагон.