Идеальный английский городок Линкольн с тюдоровскими домиками на склонах и собором на холме. И рабоче-офисный Лидс - типичный город (Пост)Индустриальной Британии. Здесь тишина и пасторальные дали. Там рев стадиона на 20 тысяч глоток во время матча «Лидс Юнайтед» - «Эвертон». И все это в один день.
В такие умильные городки как Линкольн надо входить рано утром, пока они еще толком не проснулись. Идешь по пустой улице, а над тобой нависает огромный собор. И кажется, что все вокруг - лишь декорация, выстроенная специально к твоему приезду. Чтобы продемонстрировать, какая она красивая эта Старая Добрая Англия.
В такие моменты исполняются решительно все желания. Стоит встать на дорогу, как первая же машина подвезет до нужного места. Стоит захотеть позавтракать, как на углу тут же материализуется кафе с восхитительным полным английским завтраком. Между прочим, полный английский завтрак - выбор бюджетного путешественника. И недорого по местным меркам (обычно 5 фунтов за огромную тарелку с сосисками, беконом, яичницей, фасолью, помидорами, грибами, кровяной колбасой, тостами и маслом), и потом еще долго есть не хочется.
До Линкольна меня подвезла преподавательница истории местного университета. Она занимается историей феминизма: особенно ее интересует феномен ношения штанов женщинами средневековья и Индустриальной эпохи. Кто, при каких обстоятельствах носил - был ли в этом вызов нормам и социальным ролям в обществе. Коллеги-ученые уже приготовились ржать, но погодите, я вам сейчас озвучу сумму гранта, который ей выделили на эти исследования. Хотя, пожалуй, не буду. А то все уйдут в феминистическую географию.
Линкольн - великолепный город. Маленький, миленький. Эдакий выставочный экземпляр типа маленьких миленьких городков (ММГ). Такие города лучше осматривать от ж.-д. вокзала. От него начинается пешеходная Хай-Стрит (в Англии, как я уже писал, так зовут все уютные главные улицы в ММГ), застроенная, в основном, домами XVIII-XIX веков. Далее, после городских ворот (которые одновременно служили еще и зданием гилдхола), улица начинает уходить вверх, а застройка стареет на век-другой. Далее следует крутой подъем на холм среди тюдоровских зданий. И, наконец, собор и замок на вершине холма. Такая вот урбанистическая высотная поясность Старой Доброй Англии.
За исключением непосредственных окрестностей собора и Хай-Стрит в городе очень мало туристов. На склоне легко найти совершенно пустой тюдоровский переулок и оказаться во времена Шекспира. Невероятно атмосферное место.
Мортон сравнил Линкольнский собор с аббатством Мон-Сан-Мишель, который высится посреди линкольнширских пшеничных полей. Спустя 90 лет он все также высится. Среди все тех же полей. Правда, с нормандским аббатством его сравнить сложно ввиду отсутствия шпиля. Скорее это традиционнейший контур английского готического собора - с зубчатыми башнями. Но все одно - выглядит ранним утром потрясающе.
Вокруг каждого английского мега-собора я совершаю своеобразную кору. Торжественно обхожу здание вокруг, не уставая поражаться, как в Темное Средневековье люди не то что строили, а придумывали подобные шедевры. Под стеной собора с южной стороны уходит вниз довольно крутой склон. Тут же, прямо под стеной поставлены две скамейки. Они почти не видны со стороны, да и подойти к ним непросто. Но вид от них потрясающий. Ну кому еще придет такое в голову, как ни англичанам. Скамейки под стеной собора с видом на город.
В соседнем с собором замке находится одна из нескольких копий Магна Карта, которой в этом году исполняется 800 лет. По этому случаю по всему городу расставлены скульптуры баронов (в других городах обычно так ставят коров или медведей), каждый из которых оригинально раскрашен. Кто-то под римского война, кто-то под летчика времен Второй Мировой. Линкольн на своем веку повидал всякого.
Немного к северу от собора Старый город запирают римские ворота Ньюпорт. Мортон посчитал, что это ворота из Юга на Английский Север. Что ж, значит я на Севере.
Местность вокруг действительно более волнистая, что плоские фены Кембриджшира. Мой путь на Север - путешествие от заболоченных равнин через холмы и долины в горы и нагорья.
Мой путь должен лежать в Йорк, что Путешествие, как обычно, вносит коррективы. В остановившейся машине ехали Гарри и Грег, отец и сын.
- Мы полпути тебя подвезем, потом сворачиваем. В Лидс едем
- Так я тоже готов в Лидс. Я там не был
- Ну смотри, мы вообще на футбол едем. Наш «Эвертон» товарищеский матч с «Лидс Юнайтед» играет
Англия Йорк? Англия Футбол!
Вдоль восточного побережья Англии с юга на север тянется пояс ММГ, многие из которых мы уже с вами видели. Кембридж, Или, Линкольн. А есть еще Йорк, Бостон, Дарем. А параллельно, в глубинной части страны тянется Индустриальный Пояс: Бирмингем, Лестер, Ноттингем, Шеффилд, Донкастер, Лидс. Города, ассоциирующиеся не с соборами и средневековьем, а с Промышленной Революцией и текстилем, углем, металлургией. И, конечно, с футбольными командами, многие из которых стояли у истоков английского клубного футбола.
Пояс ММГ закончился уже в Сканторпе, где горизонт закрыли ржавые громады металлургических заводов. А дальше на запад вытянулись три подряд огромные ТЭЦ о восьми градирнях каждая. Добро пожаловать в Промышленную Англию - край автострад (надо же - целых две полосы в каждую сторону!), ЛЭП и пригородов.
Лидс не блещет архитектурными изысками, но после небольших городков на разбросанные до горизонта многоэтажки смотришь с невольным уважением. Подробнее рассмотреть город не удалось, т.к. двигались мы напрямик на стадион. Стоило мне купить билет на матч, как ливанул дождь (наконец-то, а то какой день на Альбион, а ни одного дождя). Пришлось в компании Гарри и Грега отступить в паб.
Местные болельщики с увлечением смотрят игру Регби-Лиг между Уоррингтоном и Халлом. Болеют, разумеется за Халл. Ведь это, как и Лидс, Йоркшир. А Уоррингтон - проклятый Ланкашир (как Манчестер). Для этих ребят война Алой и Белой Роз продолжается.
Кричалки у фанов «Лидса» как минимум наполовину тоже против «Манчестера Юнайтед» - исторического недруга, с которым уж давненько не встречались. На трибунах весело. На поле средненько. Но во втором тайме «Лидс» прибавляет и забивает дважды к восторгу трибун.
После второго гола на поле выбегает голый мужик. Под хохот и подбадривания трибун он немного рысит по полю, пока его не настигают и не выпроваживают стюарды. Стадион аплодирует. Я почему-то уверен, что его даже не оштрафуют.
Игра закончилась. Гарри и Грег возвращаются в Ярмут, курорт на восточном побережье, где они и живут. Они специально проделали такой путь, 300 км в одну сторону, чтобы съездить на товарищескую игру. Вот это я понимаю любовь к Игре!
Поэтому Англия - родина футбола, а Английская Премьер-Лига - лучшая на свете. Потому что они этого заслуживают.
Несмотря на дальнюю дорогу впереди и мои протесты, Гарри делает небольшой крюк и завозит меня в Йорк. «Я сам в молодости автостопом много мотался. По всей Европе вслед за Брюсом Спрингстином. Ни один концерт не пропускал. И даже представить не мог, что стану фотографом на его турах».
Вот так. Мечты сбываются не только у «Газпрома». Скоро сбудется и одна из моих мечт. Я увижу Йорк.
Собор Линкольна возвышается над городом
Ворота Гилдхолла
Тюдоровские дома
Улицы лезут на холм
Все выше и выше
Ну как такой город не любить!
Замок на вершине холма, где живет Магна Карта
Бароны, расставленные по городу в честь 800-летия документа. Это лишь их небольшая часть
Римские ворота Ньюпорт
У стадиона «Лидса»
Шарфы на продажу
«Манчестер Юнайтед» здесь не любят
На трибуне
Голый мужик на поле