Начну, пожалуй, выкладывать фото и заметки из австралийского путешествия. И начать рассказ о Зеленом Континенте надо… с Китая.
20-часовой перелет Москва-Сидней был разбавлен десятичасовым транзитом в городе Гуанчжоу. Я уже готовился к длительному (и немного сомнительному) знакомству с аэропортом столицы провинции Гуандун, но буквально в очереди на посадку на борт узнал из интернета, что неделю назад в Гуанчжоу ввели правило безвизового транзита. Чем, разумеется, было грех не воспользоваться.
Перелет в Австралию всегда считался делом дорогим. Еще весной я стал придумывать хитрый путь через Юго-Восточную Азию, чтобы удешевить стоимость авиабилета. Предполагалось лететь в Бангкок, потом в Куала-Лумпур или Сингапур, и уже потом в Страну Оз. Получив визу, я попробовал было воплотить этот композитный маршрут в жизнь… но тут вдруг увидел билеты авиакомпании South China Airlines в Сидней за 30 тысяч рублей. Решение было принято немедленно. Приятным бонусом к недорогому перелету стала возможность выйти на транзите и погулять по Гуанчжоу.
Городское метро доходит прямо до аэропорта. Не надо говорить как это удобно.
Судя по объявлениям, в вагоне метро запрещено бегать эстафету и принимать томные позы, но можно показывать пальцем на сидящих
Куда именно поехать в 13-милионном Гуанчжоу - такой вопрос особо не стоял. Конечно к недавно построенной башне Кантон - самому высокому сооружению Китая.
600-метровая телебашня была официально открыта в сентябре 2010 года и приурочена к Азиатским играм-2010, которые прошли как раз в Гуанчжоу. Она почти на 50 метров обогнала знаменитую телебашню в Торонто и стала самой высокой башней мира.
Правда, радовались китайцы недолго. В 2012 японцы открыли токийскую телебашню Tokyo Skytree, которая на 34 метра выше.
Только по возвращении в Москву я узнал, что в день, когда я фотографировал Кантонскую башню, она уже неделю как не была самым высоким зданием Китая. 3 августа 2013 года своей проектной высоты достиг Shangai Tower. Теперь крупнейший небоскреб Шанхая и всей Поднебесной возвышается над землей на 632 метра. Странно, что строители не накинули еще три метра, чтобы обогнать токийскую телебашню. Ну, может еще успеют - ведь строительные работы еще продолжаются, а официальное открытие назначено лишь на 2014 год. Так что Кантонская башня пока - самое высокое законченное сооружение Китая и четвертое высочайшее сооружение мира.
Кантонская башня расположена на южном берегу одного из рукавов реки Чжуцзян («Жемчужной реки») на окраине нового делового квартала города (он так и называется: Zhujiang New Town, «Новой Город Чжуцзян»). Квартал стал застраиваться к Азиатским играм и строится до сих пор. С южного берега выглядит очень даже неплохо.
Кстати, самое высокое здание на фото - Международный Финансовый центр Гуанчжоу - всего на 9 метром ниже нью-йоркского Эмпайр-Стейт-Билдинг.
На небольшом острове у северного берега Жемчужной реки построен стадион для Азиатских игр.
Но это все на северном берегу. А на южном - современное жилищное строительство.
Немедленно накатывает то же ощущение, что не отпускало два года назад, когда за месяц я проехал Китай с севера на юг, от Монголии до Вьетнама. Ощущение искусственности. Словно находишься внутри огромного архитектурного макета. Людей нет, машин - почти нет. Одни одинаковые дома до горизонта.
И еще ощущение безликости. Вроде дома не уродливые, но какие-то безвкусные, что ли. Никакие. И - что тем более странно - почему-то именно такой пластиково-помпезный стиль обожали архитекторы всея СНГ еще лет 10 назад. Застройка Астаны, лужковские башенки, новые министерства Казани - все это отсюда.
Мост через Жемчужную реку похож на гигантскую открывашку.
Кстати, Жемчужная река - третья по длине и вторая по полноводности река Китая. Но чтобы в полной мере оценить ее мощь, надо отправиться немного южнее города, в устье реки.
Северный берег поначалу тоже пустынный. В какой-то момент это начинает напрягать: идешь, а вокруг вообще ни одного человека. И это в Китае!
Наконец, на набережной появляются первые люди
Объяснение очень простое. Во-первых, квартал недостроен, а потому тут еще никто не живет и нет особой инфраструктуры. А, во-вторых, очень жарко. Август - едва ли не самое некомфортное время для посещение Южного Китая. Жара стоит адская. Окрестности тонут то ли в смоге, то ли в дымке. Не зря те же Азиатские игры здесь проводили в ноябре.
В относительно большом количестве люди появляются лишь в центре делового квартала. И сразу организованно собираются в очередь. Стоять в очередях (на этот раз - в местный музей) - вообще любимое времяпрепровождение китайцев. Хотя, по опыту, получается у них это не особо. Очередь все время норовит сбиться на давку. Чтобы этого не происходило, власти используют турникеты.
Деловой центр красивый. С интересными архитектурными решениями
С зелеными парками
Уютными аллеями
По которым гуляет новый китайский средний класс
И это при том, что квартал еще строится
Но наслаждаться городской архитектурой что-то мешает. Возможно, это отсутствие городской атмосферы. Чтобы создать красивый город, мало построить красивые здания и разбить красивые парки. Надо насытить городское пространство инфраструктурой, а потом уже придут жители и создадут городскую атмосферу.
С последним в Новом Городе пока не очень. И это вообще проблема китайских городов: они как жизнь со всеми ее атрибутами, но без особого смысла. Так, человек покупает себе квартиру, машину, устраивается на хорошую работу, но не становится от этого счастливым. Ведь он делает это не для семьи, не для карьеры, не для собственного эго, наконец, а просто потому что так надо. Так все делают.
Но, к счастью, для Китая это проблема, но не диагноз. Взять хотя бы невероятно атмосферный Шанхай. И, опять же повторюсь, во многом эти ощущения вызваны сильной жарой. Гуанджоу - влажные тропики. И уже через 15 минут нахождения на улице мечтаешь только о том, чтобы забраться в прохладу кафе. Спасение было найдено в виде подземного молла, наперебой предлагающего известные мировые бренды моды и фастфуда.
В любом случае, как бы вы не относились к новой городской застройке - все лучше, чем кварталы «старого», коммунистического Китая
Нам подобные бетонные коробки до отвращения знакомы, как и все эти длинные торговые центры на квартал. Архитектурная социалистическая реальность 70-80-х получилась настолько угрюмой, что даже аполитичные сердца стали требовать перемен.
Это главная улица города - Джоншань (Zhongshan). И она до боли напоминает главную улицу крупного областного центра России 90-х.
А если заглянуть во дворы, то картина уже напомнит российский депрессивный промышленный центр
Но это - Китай уходящий. За время своих путешествий по Поднебесной я видел целые кварталы таких домов, идущих под снос. На их месте строятся небоскребы деловых центров и высотки нового жилого фонда. Китай стремительно меняется - интересно, что с ним будет лет через пять.
А пока время транзита истекает, пора возвращаться в аэропорт и садиться в новенький Аэробус. Впереди - Австралия!