Вчера в Уагадугу был введен комендантский час. В конце недели в столице Буркина-Фасо произошли массовые беспорядки с участием армейских частей. Президент Компаоре быстренько разогнал правительство и ушел в глухую оборону. Он у власти уже 24 года и отдавать ее не намерен.
Об Уагадугу я уже
рассказывал в рамках дневника нашей поездки по странам Западной Африки . Но то была прямая речь, впечатления с пылу, с жару. Теперь интересно взглянуть на город и страну в разрезе всего региона. И в сравнении со столицами соседних государств.
По индексу человеческого развития ООН Буркина-Фасо - на задворках мира, хуже Афганистана и ЦАР. Прежде всего из-за низкого уровня образования и грамотности. По образовательному индексу ООН (количество взрослых грамотных и число школьников и студентов) страна находится то на последнем, то на предпоследнем местах, меняясь с соседом-Нигером. Однако, вот парадокс - Уагадугу, при этом, считается культурной столицей Западной Африки.
Посещение города подтверждает последний тезис. Такого количества красивых граффити (и талантливо сделанных вывесок) я не видел ни в одном городе Западной Африки.
В городе 10 ВУЗов, целый ряд музеев и художественных галерей. Здесь проходит множество международных фестивалей: Ярмарка искусства и ремесленничества (под нее отведена огромная территория на окраине города), театральный и кукольный фестиваль, фестиваль музыки.
Но главная «культурная фишка» Уаги - ежегодный (с 1969 г.) кинофестиваль FESPACO («Панафриканский кино- и телефестиваль Уагадугу»).
Ф
Это крупнейший кинофестиваль Африки и вообще самое масштабное регулярно проводящееся культурное событие на континенте. Среди спонсоров мероприятия - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Европейский Союз.
(здание, где проходит фестиваль. Церемония открытия проходит на национальном стадионе).
В общем, это событие, благодаря которому мир знает о существовании такой страны как Буркина-Фасо. Причем это редкий случай, когда африканское государство появляется в новостях не в связи с очередным переворотом или засухой, а по позитивному поводу.
Не зря на одной из центральных площадей города стоит памятник фестивалю - стилизованная кинокамера
Находящийся рядом памятник льву также можно рассматривать как родственника каннскому и венецианскому собрату.
Ну а рядом со львом - и вовсе вершина культурно-ландшафтной мысли: совершенно европейская информационная табличка с картой центра и надписью «Вы находитесь здесь»
Это единственный на всю Западную Африку (и не удивлюсь, если на весь Черный континент) подобный информационный щит.
Еще Уага приятно удивляет своими аккуратными городскими автобусами, ходящими по расписанию и останавливающимися на обозначенных остановках (!). В регионе такое видели только в Аккре.
Но несмотря на все эти внешние признаки культурного развития, с развитием экономическим дела обстоят не так хорошо. Буркина бедна как минеральными, так и аграрными ресурсами. Хлопок - основа экономики страны, не может обеспечить ни работой, ни богатством. А потому основной род занятий - отходничество в соседние страны.
Выходцев из Буркины я встречал в Бамако, но основное направление трудовой миграции - Кот-Д’Ивуар. Причем, эта тенденция существовала еще в колониальные времена. Французы рассматривали Верхнюю Вольту почти исключительно как источник дешевой рабочей силы для плантаций какао-бобов на Берегу Слоновой Кости. На какое-то время они даже расформировывали Верхнюю Вольту как колонию.
С независимостью ситуация не изменилась. Жители бедной Верхней Вольты (с 1984 - Буркины-Фасо) искали работу на плантациях богатой и успешного Берега Слоновой Кости (aka КотДИ).
Собственно, обилие трудовых мигрантов из Буркины, которые обжились в КотДИ (и составили до трети населения страны), и стало главной причиной гражданской войны. Президент-южанин Бедье, преемник могущественного Уфуэ (первого президента страны и едва ли не самого влиятельного политика Африки, который правил КотДИ до своей смерти в 1993 г.), объявил о политике «Иворитэ», суть которой проста и понятна националистам всего мира: «КотДИ для ивуарийцев».
В истинных ивуАрийцев записывали, прежде всего, христиан, населяющих юг страны. Многие северяне-мусульмане имели буркинские корни, а потому считались чужими. Был принят закон, по которому президентом может стать только человек, у которого оба родителя родились в КотДИ. Это с ходу исключало большинство северян-мусульман, а главное - их лидера Алассана Уаттару, чей отец был из Буркины.
Если бы подобный закон существовал в США, то Бараку Обаме не быть президентом.
Дальнейшее известно: переворот, вмешательство армии, новые выборы и президент Лоран Гбагбо, гражданская война Севера и Юга, французские миротворцы и их участие в войне, переговоры, выборы 2010 г и сага о двух президентах.
На броне французских БТР Уаттара все же въехал во власть. Гбагбо арестован, но это не значит, что КотДИ успокоится. А если неспокоен южный сосед, плохо и в Буркине.
Основная причина текущих беспорядков в столице - резкий подъем цен на продукты питания (в т.ч. сахар, масло, сухое молоко). В этом винят ивуарский конфликт, который нарушил поставки продовольствия в Буркину, не имеющую выхода к морю.
КотДИ для Буркины - еще и окно в мир. Ж.д. от Абиджана идет до Уагадугу. В КотДи уходит главное шоссе страны. Абиджан - порт, кормивший Буркину на протяжении десятилетий. Честно говоря, я был уверен, что экономика страны за десятилетие конфликта в КотДИ переориентировалась на порты Ганы и Бенина. Тем более, что реклама портов Котону (Бенин), Темы и Такоради (Гана) висит на улицах как Уагадугу, так и соседнего Ниамея
(фото снято в центре Ниамея)
Однако, события показывают, что это не так.
Что ж, остается надеяться, что ситуация в Буркине нормализуется - в Западной Африке не так уж много спокойных стран.
Хотя надо заметить, что выступления против режима Компаоре происходят чуть ли не ежегодно. В основном, со стороны левацкого студенчества. Все же Компаоре - убийца Томаса Санкары, африканского Че Гевары, который и превратил Верхнюю Вольту в Буркину-Фасо - страну честных людей.
Но это уже тема для отдельного рассказа….