Редко так бывает, что столько новостей из Африки одновременно попадает на первые полосы европейских газет и становится объектом первичного внимания СМИ.
Статей и аналитики в Интернете куча. Мне скорее интересны страноведческие мелочи:
Сожженая техника у каирской площади Мидан-Тахрир. На заднем плане - розовое здание Египетского музея.
Фото
отсюда 1. Протесты в Тунисе и Египте. Далее везде
События в Тунисе наглядно показали, что Северная Африка - это продолжение Ближнего Востока, и арабский мир имеет мало отношения к Африке Южнее Сахары.
За Тунисом последовали соседний Алжир, затем Египет (о повторении тунисского сценария там заговорили задолго до собственно «народного гнева»). Но этим дело не
ограничилось - сильно тряхануло почти все светские диктатуры арабского мира, а слабо - весь арабский мир.
http://en.wikipedia.org/wiki/2010%E2%80%932011_Arab_World_protests
Невиданные прежде демонстрации прошли в Йемене, где президент Салех правит более 30 лет и, вроде, собирается передать власть своему сыну.
В Мавритании протесты закончились актом самосожжения. Идут демонстрации в Иордании (правда, не против короля, а против правительства). Были выступления даже в вечноспокойном Омане, а самосожжение, вслед за Тунисом, Алжиром и Египтом, произошло и в Саудовской Аравии. В ряд ближневосточных стран подозрительно шустро вписалась Албания со своими протестами.
И только в Судане демонстрации были подавлены в зародыше. У них сейчас хватает дел с референдумом. В Ливане вообще не до этого - там идут свои «разборки» между суннитами и шиитами (пока еще на политической плоскости). А вот в Сирии что-то подозрительно тихо. Видимо даже местная оппозиция осознает, что из тунисской искры здесь может возгореться такое пламя, что страна станет вторым Ираком.
Кстати об Ираке. Интересно, могла бы подобная волна протестов снести режим Саддама, не будь американской оккупации?
Что будет с Египтом?
Я не уверен, что отстранение от власти Мурабака приведет к среднесрочным положительным результатам. Да, это, безусловно, диктатура, но, боюсь, только светская диктатура пока способна держать мир на Ближнем Востоке. Пример Саддама это отлично показывает, кстати. В Египте дремлют - нет, даже не дремлют, а сдерживаются правительством, мощные исламистские силы.
Я лично наблюдал как во время операции «Литой свинец» в центре Каира постоянно разгоняли антиизраильские демонстрации, подогретые громовыми проповедями мулл. А ведь следующие в очереди на звание «врагов народа» - иностранные туристы, приносящие в страну «разврат и растление».
Сейчас автобусные конвои из Хургады или стремление полиции вытащить иностранца из вагона 3 класса и пересадить его в «поезд для туристов» воспринимаются больше как гротескное шоу. События в Луксоре 17 ноября 1997 г. уже позабылись. Не дай Бог вспомним.
http://en.wikipedia.org/wiki/Luxor_massacre Кстати, события в Тунисе поднимают еще одну важную проблему. Где найти новую политическую элиту после 30-летнего правления диктатуры?
Тунисские события все больше напоминают Киргизию. Тоже из южных областей пришел «караван Свободы» и бузит в центре столицы «до победного конца». А после победы находит себе новый «победный конец» и продолжает бузить. Ну, допустим, уберут они и премьер-министра. А кто в лавке останется? Где взять управленцев, незапятнанных сотрудничеством с 30-летним режимом? Набрать правительство из интеллигентов-диссидентов? Можно. Но есть ли у них задатки управленцев? Напоминаю, мы выбираем не президента, зачастую фигуру популистскую, а министров, т.е. тех, кто должен работать.
Можно призвать старых эмигрантов как это делали в Прибалтике, но так, опять же, можно призвать одного президента, а не все правительство. Можно окружить себя иностранными советниками и наблюдателями, но на Ближнем Востоке такое правительство вызовет недовольство быстрее, чем любая диктатура.
Вопрос открыт.
2. Референдум в Судане
На фоне арабских протестов недавняя африканская тема номер один как-то ушла в тень.
http://en.wikipedia.org/wiki/Southern_Sudanese_independence_referendum,_2011 Очевидно, что Южный Судан объявит о независимости. Очевидно, что Запад (да и Россия тоже) эту независимость признает. Вероятнее всего открытой войны между Севером и Югом не будет, т.к. Юг тут же призовет на помощь и НАТО, и ООН, и Африканский Союз.
Вопрос в другом. А чем будет жить Южный Судан? Да, у них есть нефть. Но нефтепровод-то идет в Северный Судан.
«Мы построим свой собственный нефтепровод», - гордо отвечают южносуданцы. Ага, с блэкджэком. Куда они будут его строить? На юг, в северную Уганду, где до сих пор действует Армия сопротивления Господа? На запад в ЦАР и Конго? На восток в Эфиопию? Допустим, в Эфиопию. А оттуда? С Эритреей у Эфиопии граница на замке. В непризнанный Сомалиленд потянут? Есть, конечно, Джибути, но путь туда ведет через области, которые эфиопские власти контролируют довольно относительно.
В общем, чтобы разрабатывать нефть, Южному Судану придется договариваться с Северным. А стороны сейчас еще менее склонны к конструктивному диалогу, чем, в свое время, Эритрея и Эфиопия.
Боюсь, как бы мы не получили еще один failed state в центре Африки. Который бы сам через пару лет не начал войну внутри себя или с соседями.
Единственное, что я вижу положительного в этом разделении - наконец-то решился вопрос, куда относить Судан. Северный Судан теперь точно будет Северной Африкой. А Южный - …боюсь, что Экваториальной.
3. Выборы и их последствия в Кот-Д’Ивуаре
Я не знаю, насколько полно текущий кризис в некогда самой стабильной стране Западной Африки освещался (и освещался ли вообще) в российских СМИ.
Подробнее можно почитать здесь
http://en.wikipedia.org/wiki/Ivorian_presidential_election,_2010http://en.wikipedia.org/wiki/2010_C%C3%B4te_d%27Ivoire_crisis или кратко по-русски Когда мы были в франкофонной Западной Африке, нам казалось, что других новостей в мире просто нет - настолько пристально все следили за событиями в КДИ.
Пока на шоколадном фронте без перемен. Границы страны так и не открыли. В стране по-прежнему два президента: один в президентском дворце управляет страной, а один сидит в отеле, но с поддержкой мирового сообщества. Северяне и южане продолжают увлеченно калечить друг друга.
4. Второй президент Габона
Дурной пример заразителен. И если арабы перенимают тактику самосожжения и «твиттерной революции», то африканские оппозиционные силы, вслед за Кот-Д”Ивуаром, начинают применять тактику «второй президент, запершийся в отеле».
Несмотря на то, что президентские выборы в Габоне прошли аж в 2009 г., проигравший на них оппозиционер Андре Обаме только сейчас решил объявить себя истинным президентом.
В 2009 г. на президентских выборах победил Али Бонго, сын умершего накануне «вечного» диктатора Омара Бонго. После объявления результатов выборов страну охватили беспорядки.
http://www.usatoday.com/news/world/2009-09-03-gabon_N.htmВо втором городе страны Порт-Жентиле даже сожгли французское консульство. Но народный гнев затушили, все успокоилось. И вот, полтора года спустя, проигравший кандидат решился на абиджанский сценарий. Заперся в офисе ООН в Либревиле, назначил оттуда 18 министров и «приступил к управлению страной».
http://af.reuters.com/article/topNews/idAFJOE70R01I20110128?sp=true Может и нашей оппозиции такую тактику применить? Раз не удается сделать в России «оранжевую революцию», надо запереться в гостинице «Космос» и объявить себя новым правительством. Глядишь, даже некоторые страны признают ;)
5. Над Малави взошло солнце.
Но не одними переворотами и войнами жив Черный континент. Есть и радостные события. Вот, например, над Малави наконец-то взошло солнце.
Состоялось это радостное событие 29 июля 2010 г., когда власти страны одобрили смену государственного флага.
С 1964 г. знамя Малави освещало красное восходящее солнце, символизируя надежду на лучшее завтра в связи с получением страной независимости. Видимо, лучшее завтра уже наступило, т.к. власти дали разрешение солнцу войти над Малави в полной мере.
Теперь оно не красное, но белое, и светит по центру флага, символизируя экономический прогресс Малави».
В Лилонгве полдень.