На исходе пятого дня пути Европа кончилась. Мы пересекли ее наискосок и прибыли в Лиссабон. Город, откуда начинались первые европейские экспедиции по исследованию африканского побережья, а еще недавно начиналось ралли «Париж-Дакар».
Вдохнув атлантического бриза и постояв на мысе Рока - самой западной точке Европы, мы повернемся к Старушке спиной и возьмем курс на юг, в Марокко. Скоро уже Африка.
А машина пока едет. Хоть и не без приключений.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2855-1.jpg)
День 3.
С утра устроили небольшую автоэкскурсию по Бонну. В субботнее утро он абсолютно пуст, и это только усиливает эффект от скучной застройки в стиле функционализма. Сразу видно - город для администрации, город для бюрократов. Как в этой цитадели контор и министерств затесался левацкий сквот, где мы переночевали, ума не приложу. Но портрет Карла Маркса на стене последнего в этом городе выглядит особенно вызывающе.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2676.jpg)
Следующим пунктом утренней программы был Кельн, отстоящий от Бонна всего на 30 км. Кельнский собор издали ужасен - два черных от времени шпиля торчат над Рейном как два гнилых зуба, но абсолютно величествен вблизи и прекрасен с фасада.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2684.jpg)
Это образец долгостроя, его не могли достроить более пятисот лет. Вот он, пример «распиливания» бюджета - нашим чиновникам такое и не снилось. И никакие федеральные трассы «Лена» рядом не лежали.
Правда, надо отметить, что в итоге построили на совесть - даже у союзников во время Второй мировой войны не поднялась рука запустить в него бомбой. Чего не скажешь об остальном Кельне - его просто сравняли с землей. Неудивительно, что сегодня большинство посетителей города особо не удаляются от собора.
Перед собором, как и вчера в Любеке, шумит рождественская ярмарка. С утра очень холодно (вроде всего -2, но почему-то переносится тяжело), а оттого продажи глинтвейна в местных лавках бьют все рекорды.
В соборе холодно как в склепе. Он не отапливается. Замерзшие туристические группы еще теснее жмутся друг к дружке. А тут еще на входе стоит господин в красной рясе и с садистской улыбкой просит всех снимать головные уборы.
Кельнский собор в этот раз мне напомнил московское метро в час пик. Уходящие вверх колонны, потрясающие росписи, витражи и лепнина. И куча народа, которая, кажется, вместо того чтобы благовейно рассматривать стены собора, спешит по своим делам, преодолевая людские заторы.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2688.jpg)
Игорь, услышав такой образ, назвал меня снобом. И, конечно, он прав. Для него, впервые попавшего в Европу вообще и в огромный готический собор в частности - толпа не помеха. Восемь лет назад, впервые попав в Кельн (этот собор также стал для меня первым настоящим готическим собором), я не меньше часа бродил под его зловеще-сумрачными сводами, раскрыв рот от восхищения. Но теперь, когда число увиденный таких вот мега-соборов превысило все разумные пределы, мне уже недостаточно просто лицезрения как такового. Нужна еще и атмосфера. А здесь, к сожалению, как и во многих сверхтуристических соборах (в соборе Св. Петра, к примеру) царит атмосфера зала ожидания крупного железнодорожного вокзала.
Чтобы получить полную гамму ощущений от подобного места - надо специально выбирать время для его посещения.
Подъем на башню собора - скорее спортивное мероприятие, чем осмотр достопримечательности. Панораму города трудно оценить «по полной», т.к. смотровая площадка затянута мелкой сеткой. Вообще, самое интересное, имхо, что есть на подъеме - это надписи и рисунки, оставленные предыдущими туристами
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2693.jpg)
Зато, преодолев 900 с лишним ступенек без остановок на отдых, можно довольно точно оценить степень своей физической подготовки.
В Ахене, кратким посещением которого мы закончили наш германский транзит, наконец-то распогодилось. Это, безусловно, повысило впечатление от городка с привычными уже в Германии торговыми улицами, застройкой в стиле функционализма и рождественской ярмаркой, на которую, кажется, высыпала половина населения города. Половина - потому что вторая половина, одев черно-желтые шарфы, отправилась на стадион поддержать свою любимую команду.
Ахенский собор (собственно, ради него мы сюда и заехали) - архитектурная матрешка. Внутри готического храма с мощной апсидой и витражами от пола до потолка спрятана золотая византийская мозаика, под которой короновались императоры Священной Римской Империи. В общем, и его тоже строили долго, мучительно и всем миром. По легенде, даже пришлось занять денег у самого дьявола (в нашем культурном контексте это звучало бы как «у Всемирного Банка»).
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2706.jpg)
Кстати, Ахен гордится, что он стал первым городом Германии, попавшим в список ЮНЕСКО. Думаю, на самом деле немецкие объекты Культурного Наследия получили свой статус одновременно. Но Аахен просто был в списке первым по алфавиту.
В Бельгии (которая начинается сразу за Ахеном) догнали осень. Заснеженные поля и перелески сменил листопад на лесополосах. Я поспешил записать в дневнике «снег ушел окончательно». Аналогичную запись я сделал в Дании днем накануне. Ничему меня жизнь не учит…
В шесть вечера подъехали к Парижу. На него у нас совсем не было времени, так что решили ограничиться весьма экзотическим объектом посещения - поехали в район Сен-Дени, расположенный прямо на нашем пути. Это иммигрантский квартал - один из тех, откуда начинаются знаменитые погромы и поджоги машин.
Никакой колючей проволоки, бронетехники, КПП и прочих признаков «13-го района» мы не увидели. Обычный иммигрантский квартал: 70% населения (судя по прохожим) - чернокожие, ряды турецких и арабских лавок и магазинов (иногда ценники и объявления спецпредложений - только на арабском).
Сейчас район перекопан - строят ветку скоростного трамвая. Еще бы - на машинах сюда, поди, боятся ехать. Мол, сожгут по местной традиции.
А вот на Периферике, парижской кольцевой дороге, нет такого устоявшегося обычая поджигания автомашин - поэтому сюда все едут безбоязненно, даже в субботу вечером. И, в результате, на дороге образуется огромная пробка, в которой мы провели больше двух часов. Это дольше, чем наше сегодняшнее пребывание в Бельгии.
Французские дороги - определенно лучшие в Европе, хоть и платные (особенно, почему-то, в районе долины Луары - примерно 10 евро за 100 км). Несмотря на темноту мчимся по ним со скоростью 120 км/ч. Даже внезапный снежный заряд в районе Орлеана не помеха.
В начале двенадцатого ночи прибываем в Тур на ночевку в местном хостеле. Неприглядные многоэтажки на окраине города отпугивают непрошенных гостей. Кто не испугался - того ждет вознаграждение в виде уютного центра и неожиданно шумной ночной жизни. Видно, это студенческий город.
Жаль, у нас уже нет никаких сил присоединиться к гуляющим по улицам компаниям молодежи.
День 4.
Несмотря на хмурое с утра небо Тур понравился и при свете дня. Набережная Луары, немного игрушечные белокаменные кварталы. В общем, тихая красота с налетом провинциальной романтики, которая неизменно охватывает меня при посещении французской глубинки. Хочется взять велосипед и катить через зеленые поля, открывая все новые городки и бокажи.
Но это летом (когда здесь организована целая сеть велосипедных маршрутов меж замками Луары), а пока надо спешить в наш Офис. Начинается новый рабочий день…
Пятьдесят километров на юго-запад, а вечное лето, с которым у нас ассоциируется Южная Европа, все не думает начинаться. Наоборот, вдруг начинает валить снег. Да какой! Крупные хлопья вмиг заваливают шоссе и грозят похоронить под собой нашу машину.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2715.jpg)
Скорость падает до 50 км/ч. И только Коньяк приводит погоду в чувство. При въезде в префектуру с таким названием снег прекращается.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2791.jpg)
К часу въезжаем в Аквитанию. Местность заметно зеленеет, по сторонам дороги мелькают виноградники. Из-за туч показывается солнце, после короткого дождя на небе расцветает радуга. По контрасту с хмурой и бесцветной Северной Европой это радует донельзя.
Так как приближается время обеда, решаем заехать в город Бордо - столицу этого края.
Бордо никогда не был ценим туристами и был известен скорее своими винами. Эту картину решил радикально исправить новый мэр города, бывший премьер-министр Франции, который за декаду сделал из центра города дизайнерско-инфраструктурную конфетку, попутно добившись принятия архитектурного ансамбля центра Бордо в ряды объектов Культурного Наследия ЮНЕСКО.
Мы убедились - город теперь очень user-friendly и располагающий к себе. Это при том, что каких-то суперизвестных достопримечательностей здесь нет. Просто общее ощущение.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2749.jpg)
Даже интересно ходить по городу и пытаться разгадать, какие именно детали заставляют чувствовать себя здесь на редкость комфортно и позитивно. Дизайнерские фонари на набережной и в старом городе?
Обсыпная хурма в городской парке?
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2794.jpg)
Блошиный рынок на главной городской эспланаде?
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2761.jpg)
Или пирамида овощей на зеленом рынке, что расположился на площади перед городским собором св. Андрея?
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2771.jpg)
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2775.jpg)
Да и сам собор заслуживает комплиментов. Вот что значит отсутствие туристов и настоящая готическая атмосфера, когда в голове сам собой начинает играть орган.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2784.jpg)
Хотя львиную долю очарования, конечно, создает погода. +10 и солнце - серьезная заявка на победу. Кстати, погода тут по-настоящему приморская. Ясное небо резко сменяют тучи град, а еще через 10 минут снова светит солннце.
С градом мы столкнулись сегодня еще раз, перед самым выездом из Франции. В районе Биаррица накрыло так, что всему потоку на хайвее пришлось остановиться. По лобовому стеклу истерически бил лед. Вспышки молний с завидной регулярностью устраивали небосводу короткое замыкание. Гром гремел точно за вспышками. Гроза была прямо над нами. Пиренеи посылали нам свой привет.
Испания не принесла облегчения. В Бургосе -2. Ну здесь хотя бы бензин дешевле (1,2 евро за литр против 1,5 в Северной Европе). Да и проживание куда менее затратное: уютный пансион в самом центре города стоит 13 евро с человека за двухместный номер.
Может завтра потеплеет. А то пора машину чинить - у нас бензин течет…
День 5
Хоть Бургос и расположен далеко от моря, но не отпускает ощущение, что находишься в южном приморском городке. Даже фонтаны на одной из центральных площадей украшены резвящимися дельфинами - словно на курорте.
Масла в огонь подливает современная многоэтажная застройка, которая всей нашей команде немедленно напомнила турецкие города (опять-таки, приморские).
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2851.jpg)
Эти не совсем европейские на вид кварталы основательно стиснули со всех сторон старый центр Бургоса. Да так, что ощущение от него как-то теряется.
В Бургоc принято приезжать ради местного готического собора (разумеется «знаменитого» - в Европе вообще, похоже, куда не ткни пальцем в карту везде «знаменитый собор», «знаменитый замок» или, на худой конец, «знаменитый дворец»).
Канонический вид на город - со смотровой площадки, что находится около возвышающегося над старым городом замка. Только вот на фотографиях в путеводителях обычно не видно современной застройки, которая и определяет лицо города.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2823.jpg)
Неудивительно, что самым запомнившимся объектом в городе стал не собор, не историческая застройка Главной площади
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2844.jpg)
а вот этот памятник чете Лужковых в новой для себя роли европейских пенсионеров
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2848.jpg)
В общем, Бургос оставил странную гамму ощущений, главное из которых - мы уже не в Европе. В ресторанах курят, правила дорожного движения все больше становятся условностью, пешеходы перестали обращать внимание на цвет светофора.
Еще осталось ощущение детской обиды. Вместо аутентичной иберийского городка с морем черепичных крыш - ближневосточного вида многоэтажки. Вместо апельсиновых рощ - замерзшие под утро фонтаны. Вместо теплой Южной Европы - минус один градус, на которой нам предстоит чинить машину.
Оказалось, что у Офиса в нескольких местах прохудился бензопровод, и при включенном двигателе по капле вытекает бензин. Хорошо еще, что течь прекращается при выключении двигателя - но ремонт надо производить все равно.
Пришлось замазывать шланг эбоксидкой прямо на бордюре оживленной улицы в Бургосе, что вызвало немалый ажиотаж среди местного населения. За машиной быстро собралась группа старичков-доминошников, которые принялись оживленно обсуждать, а доедет ли эта машина до Лиссабона.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2866.jpg)
Центральная Испания только укрепила в мысли, что нас обманули. Пасторальной Испании моих грез здесь и не пахло. Пустые холмы, желтая, высохшая кукуруза на полях, ржавая брошенная техника, угрюмые ангары вдоль дороги, непонятные промышленные сооружения - все это напоминало скорее Западную Турцию, Северную Сирию или южное Поволжье - но никак не солнечную Иберию.
Единственная испанская деталь в этом унылом ландшафте - это ветряки на холмах. Достойный наследник ветряных мельниц, с которыми где-то в этих краях воевал Дон Кихот.
Зато шоссе отличное и мы проносимся мимо этих депрессивных аграрных пейзажей на скорости 130 км/ч.
Казалось бы, удивляться нечему: Центральная Испания - самый бедный регион страны, вечная головная боль Евросоюза. Но это я как раз готов был увидеть. А вот чего не ожидал - так это столь явное пренебрежение к культурному ландшафту. Свалка у дороги, автомобильное кладбище в чистом поле - вещи немыслимые в Северной Европе. И даже в Южной Италии (также бедном регионе) такого пренебрежительного, ближневосточного отношения к территории я не припомню. Неудивительно, что и окраины городов Центральной Испании больше похожи на Ливан или Турцию своей безликой многоэтажной застройкой, отсутствием зелени и огромными необлагороженными пустырями между кварталами.
В 13-40 были вынуждены остановиться. Бензин потек снова. Нашли автомастерскую на окраине городка Алаехос (Alaejos). Нам вырезали шланг на замену бензопровода, пожелали удачи и уехали на сиесту. Мы же следующие два часа чинились на виду у вышеназванного крошечного городка, чьи небольшие размеры только подчеркивались непропорционально огромным городским собором.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2875.jpg)
Ребята героическими усилиями все же заменили провод (несмотря на то, что новая трубка была несколько более узкой, чем требовалось). Но эта остановка стоила нам обеда и запланированной прогулки по Саламанке.
Хотя еще одну остановку перед Португалией мы все же сделали. Перед самым закатом мы ненадолго заглянули в Сьюдад-Родриго - крошечный городок, полностью обнесенный крепостной стеной.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2894.jpg)
Наконец-то мы нашли аутентичный испанский город с узкими кривыми улицами, небольшими площадями и уютными церквушками, увенчанными массивными колоколами.
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2899.jpg)
![](http://i598.photobucket.com/albums/tt63/pavlyuk2/On%20the%20road%20to%20Africa%20-%202010/resIMG_2907.jpg)
В Португалию въехали уже в темноте. Почти сразу погода испортилась окончательно и началась метель - примерно такая же как пять дней назад в Швеции, только с поправкой на горную дорогу.
Где-то через час горная часть была преодолена, и снег прекратился, петляющая дорога и туман сопровождал нас до самого Лиссабона.
После редконаселенной центральной Испании Португалия кажется переполненной. Вдоль дороги сплошное море огней, обозначающих непрерывную цепочку поселений. На самом деле Португалия также населена весьма неравномерно - просто новая автострада (ее даже нет в нашем навигаторе) идет по долине реки, куда и жмется вся селитьба.
Кстати, на исходе пятого дня пути навигатор вдруг заговорил женским голосом, сообщив что пересчитывает маршрут. До этого он (точнее она) молчала как партизан. Видимо, это скандинавская модель - без особой нужды слова лишнего не скажет.
Лиссабонская агломерация началась километров за 30 до города. Мы со времен Парижа не видели крупного города, поэтому казалось, что мы приехали в какую-то столицу мира. Широкие проспекты, монументальная застройка, море иллюминации.
И - главное - наконец-то тепло! +9 градусов в районе полуночи. Пальмы. Стоило проехать всю Европу наискосок, чтобы снять зимнюю куртку.
Пять дней в пути - полноценная рабочая неделя в Офисе. Завтра будем отдыхать.