Автопробег в Западную Африку. Бортовой журнал. День 3-5

Dec 01, 2010 18:46

На исходе пятого дня пути Европа кончилась. Мы пересекли ее наискосок и прибыли в Лиссабон. Город, откуда начинались первые европейские экспедиции по исследованию африканского побережья, а еще недавно начиналось ралли «Париж-Дакар».

Вдохнув атлантического бриза и постояв на мысе Рока - самой западной точке Европы, мы повернемся к Старушке спиной и возьмем курс на юг, в Марокко. Скоро уже Африка.

А машина пока едет. Хоть и не без приключений.






День 3.

С утра устроили небольшую автоэкскурсию по Бонну. В субботнее утро он абсолютно пуст, и это только усиливает эффект от скучной застройки в стиле функционализма. Сразу видно - город для администрации, город для бюрократов. Как в этой цитадели контор и министерств затесался левацкий сквот, где мы переночевали, ума не приложу. Но портрет Карла Маркса на стене последнего в этом городе выглядит особенно вызывающе.




Следующим пунктом утренней программы был Кельн, отстоящий от Бонна всего на 30 км. Кельнский собор издали ужасен - два черных от времени шпиля торчат над Рейном как два гнилых зуба, но абсолютно величествен вблизи и прекрасен с фасада.



Это образец долгостроя, его не могли достроить более пятисот лет. Вот он, пример «распиливания» бюджета - нашим чиновникам такое и не снилось. И никакие федеральные трассы «Лена» рядом не лежали.
Правда, надо отметить, что в итоге построили на совесть - даже у союзников во время Второй мировой войны не поднялась рука запустить в него бомбой. Чего не скажешь об остальном Кельне - его просто сравняли с землей. Неудивительно, что сегодня большинство посетителей города особо не удаляются от собора.

Перед собором, как и вчера в Любеке, шумит рождественская ярмарка. С утра очень холодно (вроде всего -2, но почему-то переносится тяжело), а оттого продажи глинтвейна в местных лавках бьют все рекорды.

В соборе холодно как в склепе. Он не отапливается. Замерзшие туристические группы еще теснее жмутся друг к дружке. А тут еще на входе стоит господин в красной рясе и с садистской улыбкой просит всех снимать головные уборы.

Кельнский собор в этот раз мне напомнил московское метро в час пик. Уходящие вверх колонны, потрясающие росписи, витражи и лепнина. И куча народа, которая, кажется, вместо того чтобы благовейно рассматривать стены собора, спешит по своим делам, преодолевая людские заторы.




Игорь, услышав такой образ, назвал меня снобом. И, конечно, он прав. Для него, впервые попавшего в Европу вообще и в огромный готический собор в частности - толпа не помеха. Восемь лет назад, впервые попав в Кельн (этот собор также стал для меня первым настоящим готическим собором), я не меньше часа бродил под его зловеще-сумрачными сводами, раскрыв рот от восхищения. Но теперь, когда число увиденный таких вот мега-соборов превысило все разумные пределы, мне уже недостаточно просто лицезрения как такового. Нужна еще и атмосфера. А здесь, к сожалению, как и во многих сверхтуристических соборах (в соборе Св. Петра, к примеру) царит атмосфера зала ожидания крупного железнодорожного вокзала.
Чтобы получить полную гамму ощущений от подобного места - надо специально выбирать время для его посещения.

Подъем на башню собора - скорее спортивное мероприятие, чем осмотр достопримечательности. Панораму города трудно оценить «по полной», т.к. смотровая площадка затянута мелкой сеткой. Вообще, самое интересное, имхо, что есть на подъеме - это надписи и рисунки, оставленные предыдущими туристами




Зато, преодолев 900 с лишним ступенек без остановок на отдых, можно довольно точно оценить степень своей физической подготовки.

В Ахене, кратким посещением которого мы закончили наш германский транзит, наконец-то распогодилось. Это, безусловно, повысило впечатление от городка с привычными уже в Германии торговыми улицами, застройкой в стиле функционализма и рождественской ярмаркой, на которую, кажется, высыпала половина населения города. Половина - потому что вторая половина, одев черно-желтые шарфы, отправилась на стадион поддержать свою любимую команду.

Ахенский собор (собственно, ради него мы сюда и заехали) - архитектурная матрешка. Внутри готического храма с мощной апсидой и витражами от пола до потолка спрятана золотая византийская мозаика, под которой короновались императоры Священной Римской Империи. В общем, и его тоже строили долго, мучительно и всем миром. По легенде, даже пришлось занять денег у самого дьявола (в нашем культурном контексте это звучало бы как «у Всемирного Банка»).




Кстати, Ахен гордится, что он стал первым городом Германии, попавшим в список ЮНЕСКО. Думаю, на самом деле немецкие объекты Культурного Наследия получили свой статус одновременно. Но Аахен просто был в списке первым по алфавиту.

В Бельгии (которая начинается сразу за Ахеном) догнали осень. Заснеженные поля и перелески сменил листопад на лесополосах. Я поспешил записать в дневнике «снег ушел окончательно». Аналогичную запись я сделал в Дании днем накануне. Ничему меня жизнь не учит…

В шесть вечера подъехали к Парижу. На него у нас совсем не было времени, так что решили ограничиться весьма экзотическим объектом посещения - поехали в район Сен-Дени, расположенный прямо на нашем пути. Это иммигрантский квартал - один из тех, откуда начинаются знаменитые погромы и поджоги машин.

Никакой колючей проволоки, бронетехники, КПП и прочих признаков «13-го района» мы не увидели. Обычный иммигрантский квартал: 70% населения (судя по прохожим) - чернокожие, ряды турецких и арабских лавок и магазинов (иногда ценники и объявления спецпредложений - только на арабском).
Сейчас район перекопан - строят ветку скоростного трамвая. Еще бы - на машинах сюда, поди, боятся ехать. Мол, сожгут по местной традиции.

А вот на Периферике, парижской кольцевой дороге, нет такого устоявшегося обычая поджигания автомашин - поэтому сюда все едут безбоязненно, даже в субботу вечером. И, в результате, на дороге образуется огромная пробка, в которой мы провели больше двух часов. Это дольше, чем наше сегодняшнее пребывание в Бельгии.

Французские дороги - определенно лучшие в Европе, хоть и платные (особенно, почему-то, в районе долины Луары - примерно 10 евро за 100 км). Несмотря на темноту мчимся по ним со скоростью 120 км/ч. Даже внезапный снежный заряд в районе Орлеана не помеха.

В начале двенадцатого ночи прибываем в Тур на ночевку в местном хостеле. Неприглядные многоэтажки на окраине города отпугивают непрошенных гостей. Кто не испугался - того ждет вознаграждение в виде уютного центра и неожиданно шумной ночной жизни. Видно, это студенческий город.
Жаль, у нас уже нет никаких сил присоединиться к гуляющим по улицам компаниям молодежи.

День 4.

Несмотря на хмурое с утра небо Тур понравился и при свете дня. Набережная Луары, немного игрушечные белокаменные кварталы. В общем, тихая красота с налетом провинциальной романтики, которая неизменно охватывает меня при посещении французской глубинки. Хочется взять велосипед и катить через зеленые поля, открывая все новые городки и бокажи.
Но это летом (когда здесь организована целая сеть велосипедных маршрутов меж замками Луары), а пока надо спешить в наш Офис. Начинается новый рабочий день…

Пятьдесят километров на юго-запад, а вечное лето, с которым у нас ассоциируется Южная Европа, все не думает начинаться. Наоборот, вдруг начинает валить снег. Да какой! Крупные хлопья вмиг заваливают шоссе и грозят похоронить под собой нашу машину.




Скорость падает до 50 км/ч. И только Коньяк приводит погоду в чувство. При въезде в префектуру с таким названием снег прекращается.




К часу въезжаем в Аквитанию. Местность заметно зеленеет, по сторонам дороги мелькают виноградники. Из-за туч показывается солнце, после короткого дождя на небе расцветает радуга. По контрасту с хмурой и бесцветной Северной Европой это радует донельзя.

Так как приближается время обеда, решаем заехать в город Бордо - столицу этого края.

Бордо никогда не был ценим туристами и был известен скорее своими винами. Эту картину решил радикально исправить новый мэр города, бывший премьер-министр Франции, который за декаду сделал из центра города дизайнерско-инфраструктурную конфетку, попутно добившись принятия архитектурного ансамбля центра Бордо в ряды объектов Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Мы убедились - город теперь очень user-friendly и располагающий к себе. Это при том, что каких-то суперизвестных достопримечательностей здесь нет. Просто общее ощущение.




Даже интересно ходить по городу и пытаться разгадать, какие именно детали заставляют чувствовать себя здесь на редкость комфортно и позитивно. Дизайнерские фонари на набережной и в старом городе?

Обсыпная хурма в городской парке?




Блошиный рынок на главной городской эспланаде?




Или пирамида овощей на зеленом рынке, что расположился на площади перед городским собором св. Андрея?







Да и сам собор заслуживает комплиментов. Вот что значит отсутствие туристов и настоящая готическая атмосфера, когда в голове сам собой начинает играть орган.




Хотя львиную долю очарования, конечно, создает погода. +10 и солнце - серьезная заявка на победу. Кстати, погода тут по-настоящему приморская. Ясное небо резко сменяют тучи град, а еще через 10 минут снова светит солннце.

С градом мы столкнулись сегодня еще раз, перед самым выездом из Франции. В районе Биаррица накрыло так, что всему потоку на хайвее пришлось остановиться. По лобовому стеклу истерически бил лед. Вспышки молний с завидной регулярностью устраивали небосводу короткое замыкание. Гром гремел точно за вспышками. Гроза была прямо над нами. Пиренеи посылали нам свой привет.

Испания не принесла облегчения. В Бургосе -2. Ну здесь хотя бы бензин дешевле (1,2 евро за литр против 1,5 в Северной Европе). Да и проживание куда менее затратное: уютный пансион в самом центре города стоит 13 евро с человека за двухместный номер.

Может завтра потеплеет. А то пора машину чинить - у нас бензин течет…

День 5

Хоть Бургос и расположен далеко от моря, но не отпускает ощущение, что находишься в южном приморском городке. Даже фонтаны на одной из центральных площадей украшены резвящимися дельфинами - словно на курорте.

Масла в огонь подливает современная многоэтажная застройка, которая всей нашей команде немедленно напомнила турецкие города (опять-таки, приморские).




Эти не совсем европейские на вид кварталы основательно стиснули со всех сторон старый центр Бургоса. Да так, что ощущение от него как-то теряется.

В Бургоc принято приезжать ради местного готического собора (разумеется «знаменитого» - в Европе вообще, похоже, куда не ткни пальцем в карту везде «знаменитый собор», «знаменитый замок» или, на худой конец, «знаменитый дворец»).

Канонический вид на город - со смотровой площадки, что находится около возвышающегося над старым городом замка. Только вот на фотографиях в путеводителях обычно не видно современной застройки, которая и определяет лицо города.




Неудивительно, что самым запомнившимся объектом в городе стал не собор, не историческая застройка Главной площади




а вот этот памятник чете Лужковых в новой для себя роли европейских пенсионеров




В общем, Бургос оставил странную гамму ощущений, главное из которых - мы уже не в Европе. В ресторанах курят, правила дорожного движения все больше становятся условностью, пешеходы перестали обращать внимание на цвет светофора.

Еще осталось ощущение детской обиды. Вместо аутентичной иберийского городка с морем черепичных крыш - ближневосточного вида многоэтажки. Вместо апельсиновых рощ - замерзшие под утро фонтаны. Вместо теплой Южной Европы - минус один градус, на которой нам предстоит чинить машину.

Оказалось, что у Офиса в нескольких местах прохудился бензопровод, и при включенном двигателе по капле вытекает бензин. Хорошо еще, что течь прекращается при выключении двигателя - но ремонт надо производить все равно.

Пришлось замазывать шланг эбоксидкой прямо на бордюре оживленной улицы в Бургосе, что вызвало немалый ажиотаж среди местного населения. За машиной быстро собралась группа старичков-доминошников, которые принялись оживленно обсуждать, а доедет ли эта машина до Лиссабона.




Центральная Испания только укрепила в мысли, что нас обманули. Пасторальной Испании моих грез здесь и не пахло. Пустые холмы, желтая, высохшая кукуруза на полях, ржавая брошенная техника, угрюмые ангары вдоль дороги, непонятные промышленные сооружения - все это напоминало скорее Западную Турцию, Северную Сирию или южное Поволжье - но никак не солнечную Иберию.

Единственная испанская деталь в этом унылом ландшафте - это ветряки на холмах. Достойный наследник ветряных мельниц, с которыми где-то в этих краях воевал Дон Кихот.

Зато шоссе отличное и мы проносимся мимо этих депрессивных аграрных пейзажей на скорости 130 км/ч.

Казалось бы, удивляться нечему: Центральная Испания - самый бедный регион страны, вечная головная боль Евросоюза. Но это я как раз готов был увидеть. А вот чего не ожидал - так это столь явное пренебрежение к культурному ландшафту. Свалка у дороги, автомобильное кладбище в чистом поле - вещи немыслимые в Северной Европе. И даже в Южной Италии (также бедном регионе) такого пренебрежительного, ближневосточного отношения к территории я не припомню. Неудивительно, что и окраины городов Центральной Испании больше похожи на Ливан или Турцию своей безликой многоэтажной застройкой, отсутствием зелени и огромными необлагороженными пустырями между кварталами.

В 13-40 были вынуждены остановиться. Бензин потек снова. Нашли автомастерскую на окраине городка Алаехос (Alaejos). Нам вырезали шланг на замену бензопровода, пожелали удачи и уехали на сиесту. Мы же следующие два часа чинились на виду у вышеназванного крошечного городка, чьи небольшие размеры только подчеркивались непропорционально огромным городским собором.




Ребята героическими усилиями все же заменили провод (несмотря на то, что новая трубка была несколько более узкой, чем требовалось). Но эта остановка стоила нам обеда и запланированной прогулки по Саламанке.

Хотя еще одну остановку перед Португалией мы все же сделали. Перед самым закатом мы ненадолго заглянули в Сьюдад-Родриго - крошечный городок, полностью обнесенный крепостной стеной.




Наконец-то мы нашли аутентичный испанский город с узкими кривыми улицами, небольшими площадями и уютными церквушками, увенчанными массивными колоколами.







В Португалию въехали уже в темноте. Почти сразу погода испортилась окончательно и началась метель - примерно такая же как пять дней назад в Швеции, только с поправкой на горную дорогу.

Где-то через час горная часть была преодолена, и снег прекратился, петляющая дорога и туман сопровождал нас до самого Лиссабона.

После редконаселенной центральной Испании Португалия кажется переполненной. Вдоль дороги сплошное море огней, обозначающих непрерывную цепочку поселений. На самом деле Португалия также населена весьма неравномерно - просто новая автострада (ее даже нет в нашем навигаторе) идет по долине реки, куда и жмется вся селитьба.

Кстати, на исходе пятого дня пути навигатор вдруг заговорил женским голосом, сообщив что пересчитывает маршрут. До этого он (точнее она) молчала как партизан. Видимо, это скандинавская модель - без особой нужды слова лишнего не скажет.

Лиссабонская агломерация началась километров за 30 до города. Мы со времен Парижа не видели крупного города, поэтому казалось, что мы приехали в какую-то столицу мира. Широкие проспекты, монументальная застройка, море иллюминации.

И - главное - наконец-то тепло! +9 градусов в районе полуночи. Пальмы. Стоило проехать всю Европу наискосок, чтобы снять зимнюю куртку.

Пять дней в пути - полноценная рабочая неделя в Офисе. Завтра будем отдыхать.

фотоотчет, Испания, Франция, путешествия, дневники и травелоги, Германия, ЕВРОПА

Previous post Next post
Up