Столицу Индонезии Джакарту принято ругать. Мол, и делать там нечего, и на улицах на продохнуть от пробок, и воздух - худший во всей ЮВА, и жара жуткая. В реальности все не так страшно - на денек в столицу заглянуть можно.
Кстати, у Джакарты есть очень характерное прозвище. Если Нью-Йорк называют Большим Яблоком, а Бангкок - Большим Манго, то Джакарта - это Большой Дуриан. Кто не знает - это такой экзотический фрукт с мерзким запахом и весьма специфическим вкусом, который кто-то ненавидит, а кто-то считает деликатесом.
Так и Джакарта - воняет, конечно, но что-то в ней есть...
Чего в Джакарте нет, так это старины. Колониальный квартал Кота, оставшийся от голландской Батавии (Индонезия была колонией Нидерландов) - жалкое подобие колониальных городов соседней Малайзии.
Центральная площадь действительно отдает Нидерландами. И не только архитектурой, но и пунктом проката велосипедов.
Однако даже непосредственно рядом с площадью колониальное наследие выглядит скорее вот так:
Прогулка "вдоль каналов", проложенных ностальгирующими голландцами, из-за жары и характерного запаха навевает ассоциации не с Амстердамом, а скорее с Венецией. Но только жарой и запахом.
В общем, в Коту надо ехать не ради прогулок, а ради музея кукол. В нем можно посмотреть на театр теней.
Представление расчитано на туристов и занимает 15 минут. Полная версия - до 5-6 часов.
Залы музея, к сожалению, полутемные и без нормальной вентиляции. Жаль, такую конфетку можно было бы сделать из музея при грамотном освещении (театр ТЕНЕЙ, все же). Зато вход всего 20 центов.
Среди экспонатов музея можно увидеть не только персонажей из народных эпосов, но и более современных героев. Судя по куклам голландских колонизаторов в шортах и с пулеметами, есть спектакли и о борьбе индонезийского народа за свободу и независимость.
Кстати фотографировать в музее официально нельзя.
Еще в Коте принято ходить на рыбный рынок (мы к нему даже не стали приближаться, вдохнув аромат с противоположного берега канала) и в порт.
В порту к вам будут подбегать различные гиды и билетеры - не обращайте на них внимание, здесь можно находиться бесплатно.
Здесь принято смотреть на погрузку кораблей, форма которых мало изменилась с позапрошлого века.
Только возят теперь не пряности, а цемент.
К югу от Коты - совершенно неинтересный китайский квартал (особенно если вы хоть один аналогичный квартал в регионе видели). Интересен он, разве что, степенью разрушения. Если в царской России любые экономические и политические потрясения было принято отмечать погромами еврейских кварталов, то в Индонезии достается китайцам.
Вообще, в Юго-Восточной Азии китайцы блестяще занимают нишу евреев в России: понаехали (неважно, что уже давно), работают без устали, богатеют, заботятся друг о друге, образование стремятся получить - вот негодяи!
Передвигаться по Джакарте тяжело. Метро нет. На улицах сплошные пробки. Есть, правда, свободная полоса для автобусов, остановки которых в центре города оформлены как остановки метро. Чтобы зайти на "платформу", надо пройти через турникет.
Куда интереснее, на мой взгляд, погулять по деловому центру Джакарты. Столица Индонезии больше не безликое пятно малоэтажной застройки. Стеклобетонных небоскребов здесь не меньше, чем в Бангкоке.
Особенно приятно пройтись по улице Тамрин (Jalan Thamrin) к югу от площади Независимости.
Что же до конкретных достопримечательностей города, то, на мой взгляд, их три:
1) Национальный музей, что на окраине площади Независимости. Огромный колониальный особняк интересен и сам по себе, но еще он располагает потрясающей этнографической и скульптурной коллекциями. На него надо выделить не менее двух часов.
Вход стоит, в переводе на понятные читателю деньги, 7,5 центов! Но на входе отнимают фотокамеры.
С собой надо взять воду, т.к., как и другие государственные музеи страны, этот имеет серьезные проблемы с вентиляцией. В некоторых комнатах ее просто нет, поэтому атмосфера напоминает сауну.
Но все равно идти надо, т.к. более наглядного введения в геологию, демографию и этнографию страны не найти. В музее хорошо понимаешь, насколько все же безбрежна и разнообразна Индонезия, в которой шариат делит место под солнцем с папуасами, одетыми в одну катеку
http://en.wikipedia.org/wiki/Koteka.
2) Национальный Монумент на площади Независимости.
В народе этот 132-метровый обелиск называют «последняя эрекция Сукарно», в честь бывшего президента, который начал строительство монумента в 1961 г., но окончания не дождался - его сместили раньше.
Сейчас на памятник можно забраться и посмотреть на город сверху (правда, плохо будет видно из-за смога)
Заслуживает внимания сама площадь. На мой взгляд, она побольше пекинской Тяньаньмэнь будет. В выходные здесь многотысячные народные гуляния, как в Москве на Поклонке по праздникам.
Удивительная вещь. Ни один человек из этой многотысячной толпы не ходит по газонам. Это при том, что обычно индонезийцы не особо щепетильны по отношению к окружающей природе.
3) Главная мечеть города
Со стороны она совсем не похожа на мечеть - скорее концертный зал или Дом Советов.
(собственно здание мечети - это ближнее здание в кадре)
Но таковы были особенности архитектуры 70-х , когда ее и построили. Кстати, построил ее югославский архитектор - сам католик.
Мечеть отвечает не только канонам ислама, но и канонам государственной философии Панчасила. Это самая крупная мечеть в Юго-Восточной Азии.
Напротив мечети - главный католический собор города. Я попал на вечернюю воскресную службу - собор был переполнен, а окрестные кварталы превращены в стихийную парковку. Через дорогу же, в мечеть заходили на вечерний намаз уже мусульмане. Такое мирное сосуществование религий в крупнейшей мусульманской стране мира не может не радовать.
Вывод: Джакарта - необязательный пункт в программе посещения страны, особенно если вас интересует, прежде всего, архитектура, природа и этнография.
Но и избегать всеми силами этого города тоже не стоит.