Типичный с виду китайский храм, но увенчаный полумесяцем. На скамейке рядом сидят китаец-хань и уйгур-мусульманин. Это Урумчи - самый крупный и экономически развитый город китайской Средней Азии, Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Сейчас, помимо того, что мир снова беспокоит Гондурас, а миллионы хоронят Майкла Джексона, главной новостью являются этнические беспорядки на западе Китая. Вспоминаются слова «Восточный Туркестан», «Всемирный уйгурский конгресс». В воздухе снова пахнет модным ныне сепаратизмом.
Я не был в Гондурасе и никогда не слушал Майкла Джексона. А вот в Урумчи был два года назад, на излете
поездки по Китаю . Так что пару страноведческих впечатлений привести могу.
В Урумчи мы прилетели из Ченду. Эффект был такой, словно мы попали из Китая в Среднюю Азию. По крайней мере, в сильно китаизированную Среднюю Азию
С вывесок смотрели продавцы лепешек, типичные узбеки по виду.
Улицы куда больше чем в Китае напоминали базары и по ним передвигались довольно пестро одетые граждане.
Впрочем, китайцев было как минимум не меньше, чем среднеазиатских лиц.
В современной городской архитектуре (даже если не брать минареты), также можно было проследить среднеазиатское влияние.
Хотя стеклянные высотки и широкие проспекты Урумчи были все же типично китайскими.
И даже городская скульптура была посвящена хань.
С Урумчи многие русские путешественники начинают знакомство с Китаем и находятся под впечатлением его небоскребов и шумных проспектов.
Мы же давно привыкли к современном урбанистическому лику Поднебесной и скорее поражались русскому присутствию.
Район железнодорожного вокзала - место, облюбованное казахскими челноками, поэтому надписи на русском языке - не редкость. Ну точнее как бы на русском языке.
Но главное, что мы сразу отметили в Урумчи - не было заметно бытовой сегрегации. Китайцы покупали лепешки у уйгуров, а уйгуры кушали рис в китайских забегаловках.
Не услышали мы про сегрегацию и из рассказов Лены, русской девушки, живущей в Урумчи уже несколько лет.
Так что же заставило уйгуров и хань идти друг на друга с ломами и палками? Скрытое недовольство друг другом? Пожалуй. В глазах многих уйгуров хань являются оккупантами, а в глазах хань уйгуры - недалекие аборигены, которых вытягивает в светлое будущее китайское правительство несмотря на их неблагодарное поведение. Я уж не говорю про дискриминацию уйгуров и китайцев-мусульман официальными властями. И все же до вчерашней недели и те, и другие мирно стояли в одной очереди за лепешками. Так же как стояли когда-то в одной очереди в Таллинне русские и эстонцы, а в Сараево сербы и боснийцы (которые тогда, кстати, не назывались так).
Можно рассуждать об исторической справедливости и оккупации и незаконной миграции, но найдите хотя бы одну страну, где такое не может возникнуть? В тихом, спокойном Сиднее дрались белые австралийцы и ливанские иммигранты. Где гарантия, что такое не может повториться завтра в Осло между этническими норвежцами и сомалийскими иммигрантами?
Я не зря мешаю сепаратистские движения и этническое противостояние на почве иммиграции. Просто надо признать, что в мире нет этнически чистых регионов и стран. И неважно как это этническое и конфессиональное разнообразие получилось: оккупацией, миграцией или решение извне выделить страну в данных границах (см. почти все страны Африки), важен результат. Надо учиться жить в мультикультурном мире. Или строить очередной рейх из чистой расы. Последнее, как показывает исторический опыт, до добра не доводит.
Правда и первый вариант не лишен недостатков, что сегодня красочно показывает европейский опыт. Впрочем, есть США, где мультикультурализм более-менее успешно угнездился. Есть скандинавские страны, которые проводят аналогичную активную политику (что и этого выходит - расскажу в ближайшее время).
Так что давайте надеяться, что в Урумчи вскоре снова появятся полиэтнические очереди. А горячие головы поймут, что независимость всего и вся (Восточного Туркестана, Тибета, Косово, Абхазии, Чечни, Каталонии) - это не решение проблемы.
На дворе не 19 век. Время nation-state прошло.