Назад к пирамидам

Dec 11, 2008 04:47

Почти шесть лет назад я поехал в свое первое бэкпекерское путешествие. С рюкзаком и "Лонли Планетом" - все по канону.

Поехал в страну, которая манила и завораживала с детства. В Египет. Для кого-то это море, для кого-то пустыня, но для меня это были Пирамиды. А также Эхнатон, статуи Рамзеса перед храмом Абу-Симбел, иероглифы, папирусы и Великий Нил, медленно текущий через страну фараонов.

Это начало истории. Это Первая Страна. В какой-то мере отсюда началась моя жизнь самостоятельного путешественника.

Теперь сюда мне предстоит вернуться. Чтобы, почти по Чехову, "не дойти, так другим указать путь как дойти".
Почти шесть лет назад по результатам путешествия я написал огромны дневник, часть которого даже перевел в электронный текст. Тогда его прочитали человек шесть-семь. Теперь тираж путеводителя, в написании которого я участвую, выйдет тиражом в тысячи экземпляров.

Путеводитель из серии "Путешествуем сами" пишем на пару с Алексом Кузмицким (aka manull). Я ответственен за Каир и долину Нила, Сашка - за побережья, пустыни и Синай, я за страноведческую информацию, он - за практическую.

Так что в ближайшие месяц с хвостиком моя жизнь будет полна пирамидами, мастабами, обелисками, гробницами и храмами...

Почти шесть лет назад я кинул монетку в воды Нила - ритуал, который я проделывал три раза в жизни. Я очень хотел вернуться...



photo by gbaitsur



Полет пакета в пустыне.

Попроси нас описать впечатления от Саккары одним словом, мы наверняка скажем «пакеты». Египтяне вообще большие неряхи, но догадаться сделать свалку на территории комплекса с самой древней в мире пирамидой - это надо уметь. Даже в долине Фив реки мусора аккуратно спрятаны в горах - здесь же свалка вольготно разлеглась посреди ровной пустыни, являя собой основной ориентир на пути к Серапеуму.

Прямо за свалкой - еще один местный атрибут - футбольное поле, где непонятно откуда взявшиеся подростки играют в футбол, но сейчас речь не о том. В пустыне, как можно догадаться, сильный ветер. Основную статью свалки составляют полиэтиленовые пакеты. Что следует из двух этих утверждений? Правильно, пакеты разлетаются по всей округе. Самые смелые из них добираются до зеленых полей, кто-то путается в кронах пальмовых плантаций, но большинство из них предпочитает не отдаляться от песка, заменяя горизонтальные перемещения вертикальными.

Некоторые из эстетически подкованных читателей уже, наверное, сформировали на лице определенную гримасу: «Саккара, понимаешь, предтеча всего, а он нам про пакеты»... Но судари, а вы видели пирамиду Джосера вокруг которой величаво кружится стая этих самых пакетов? Причем некоторые проплывают явно выше пирамиды, бросая на землю черные тени. В наших монастырях обязательный элемент пейзажа - стая ворон, что с карканьем кружит вокруг куполов. Здесь вместо птиц в полном молчании в небе кружат аморфные сгустки химической промышленности.

Помните фильм «Красота по-американски»? Что там было самой красивой вещью в мире? А тут этих вещей на супермаркет средней руки хватит. И все ведут свой задумчивый хоровод вокруг последнего пристанища фараона Джосера.

…Полиэтиленовый пакет, гонимый ветром, покидает место своего гнездования и грациозно движется к ступенчатой пирамиде. Мимо гоняющих мяч босоногих юношей, мимо засыпанного песком Философского Круга со статуями греческих философов. Его тянет к себе пирамида - гравитационный центр египетской Ойкумены. С грацией перетекающей амебы недавний носитель продуктов супермаркета поднимается ввысь, кружась вокруг устремленных в небеса мастаб древнего фараона. Величественное зрелище открывается его полиэтиленовой душе.

На севере громоздятся уже разрушенные эоловыми процессами, но все еще величественные пирамиды Абу-Сира. За ними в дымке темнеют треугольники пирамид плато Гиза. Чуть восточнее на пирамиды наползает громада Каира. Человеку, стоящему у подножия комплекса Саккары, видны лишь небоскребы, стоящие по берегу Нила, но поднявшему ввысь открывается куда более красивая картина. За бесконечными жилыми кварталами Гизы, за приречными высотками и широкой лентой реки в небо рвутся иглы десятков минаретов, над которыми царствует величественная цитадель Салладина.

Весь восток заполнила широкая полоса зелени. Это оазис Саккара с его неумолчным шумом финиковых пальм и изумрудными полями, что «шумя, расцветают». Но мир египетского феллаха - лишь небольшой зеленый рубец на теле желтой пустыни, затопившей земли египетские. Песок берет реванш уже на горизонте, где магия Нила истаивает.

Но и здесь жизнь. Черной громадой, внушающей трепет даже на расстоянии, предстает Хелуанский металлургический завод. Этот предприятие в южном пригороде Каира - гордость египетской промышленности наряду с Асуанской ГЭС, отрада любого экономгеографического очерка по Египту. Вид у него соответствующий. Те, кто хоть раз видел действительно крупный металлургический завод (скажем, Липецкий), без труда представят себе его чадящую мощь.

Юг - человеческая жизнедеятельность почти пропадает. Пирамиды Дахшура смотрятся скорее памятниками природы или иной, более великой, чем человечество, цивилизации. Они скорее принадлежат миру Ливийской пустыни, которая накатывает на долину Нила с запада.

Так, кружа и дивясь контрастам окружающего ландшафта, то, что еще недавно называли пакетом, поднимается выше плоской вершины творения Аменхотепа. Перед ним расстилается весь Египет. На север уходит дорога на морскую Александрию и плодороднейшую дельту. На юг тянутся каналы в древние Фивы, каменоломни Асуана, храмы Нубии. На восток путь лежит к полосе Суэцкого канала, что разделяет два континента. А на западе в бесконечных песках теряется верблюжья тропа в Ливию.

И дальше пути уходят на север - к Европе, на восток - в Азию, на юг - в Африку, на запад - в Америку. Отсюда - от самого древнего здания в истории человечества виден весь мир…

…А снизу на счастливца с завистью глядят трое.

АФРИКА, путешествия, Египет, дневники и травелоги, архив

Previous post Next post
Up