От египетских мумий до советского пропагандистского фарфора, от барельефов Акрополя до барельефов Бенина, от ацтеков до японцев…
Британский музей - это выставка достижений народного хозяйства цивилизация планеты Земля. Выставка совершенно не по-музейному интересная и затягивающая. А главное - совершенно бесплатная.
Сколько на планете музеев одного калибра с Британским? Лувр, Эрмитаж, Берлинский. Что еще? Да, в общем, не в сравнении дело. Дело в том, что ты заходишь под огромный купол музея и, кивнув охране, углубляешься внутрь. Если музей Метрополитен при входе просит заплатить «кто сколько сможет», выдавая билет даже за 25 центов, то главные музеи Лондона не требуют даже этого. Хочешь - иди бесплатно, если уж особенно сознательный - брось два фунта в специальный прозрачный короб.
Основная архитектурная фишка - прозрачное перекрытие, построенное над внутренним двором музея. Постарался, разумеется, сэр Норманн Фостер. Разумеется с Миллениуму. В мире вообще остались проекты, к которым маэстро не приложил руку?
Центральный цилиндр - это Круглый Читальный Зал. Сюда можно было зайти и почитать что-нибудь в библиотеке. Просто взять книгу со стеллажа и потом оставить ее на столе - специальный человек отнес бы ее на место. Любой рожденный в СССР, разумеется первым делом шел к столу №7, за которым Карл Маркс и написал свой «Капитал». Далее (в зависимости от элайнмента) рожденный в СССР либо любовно поглаживал спинку стула, либо мысленно вырезал на ней неприличные слова в адрес исторического материализма.
Кстати в этом же читальном зале сиживал и сам В.И.Ленин.
Так вот. Все это в прошлом. Музейное руководство решило переделать зал под платные выставки. Руки бы им оторвать… Вот так сидишь-сидишь. Пишешь. А они, бац, и выставочный зал. Такими темпами и наш читальный зал на геофаке потеряем. Я, если что, обычно сидел у дальнего окна за вторым столом от правого угла.
Первые залы посвящены Древнему Востоку. В Лувре, Берлинском музее - неплохие коллекции, но лондонская, мягко говоря, не хуже, если не вообще лучшая мире.
Конечно, ворот Иштар тут нет, но дворцовые барельефы впечатляют. У нас в Пушкинском, по-моему, что-то похоже - только копии.
Греческие залы неожиданно скучны. То ли после Берлинских гигантских храмов, то ли просто я пресытился античностью после десятков музеев Европы, Ближнего Востока и Малой Азии.
Знаменитые барельефы и статуи, содранные (в прямом смысле) с Парфенона в довольно плохом состоянии, а оттого не производят должного впечатления. Разве что сам факт, что они с самого Акрополя… Может, проще отдать их Греции и прилепить обратно?
Залы с находками из Ксантоса и Галикарнасса куда интереснее.
Египетские залы - моя слабость. Британский музей - последняя крупная коллекция египетского искусства в мире, которую я осмотрел. И, надо сказать, луврские и берлинские залы (не говоря уже о Каирском музее) производят большее впечатление. Из шедевров здесь, правда, есть Розеттский камень.
Хотя, даже если бы им вся коллекция и ограничивалась - все равно бы сюда ломились толпы. Пожалуй, если не считать скрижалей Моисея, это самое знаменитое каменное письмо в истории.
Помимо камня - стандартный набор саркофагов, каменных богов и фараонов, а также всякая утварь.
Из редкостей - фаюмские портреты, использованные по прямому назначению.
К Египту зачем-то присоседилась Эфиопия. Самый интересный экспонат здесь - вот эта батальное полотно, показывающее сражение эфиопского императора с итальянцами. Почти Бородинская Панорама.
В египетских залах всегда много народу, здесь постоянно толпятся школьные экскурсии. Собственно, у меня сложилось впечатление, что музей, в основном, на школьников и рассчитан. Эдакая краткая выжимка достижений античных и не очень цивилизаций.
Дети чувствуют себя истинными хозяевами - бегают, шумят, разве что мумии не переворачивают. Но при этом выполняют какие-то задания. Что-то зарисовывают, кого-то отыскивают. Экскурсий в нашем понимании почти нет - краткая вводная, а потом распускают с квестами. Причем квесты многоступенчатые, интересные. Не просто найди Анубиса. А найди, посмотри информацию, заполни пробел на выданном листке - это даст новую подсказку и т.д. Эдакий «бегущий музей».
Древняя Персия представлена отдельным залом. Знаменитые львы, терзающие быков - всего лишь реплика Персеполиса.
А вот это уже оригинал.
Римская и средневековая Британия символизируется вот таким вот шлемом. Где я только не видел это изображение. Вот только вчера на этикетке пива.
Болотного Пита (древнего человека, которого недавно нашил в болоте, и он так хорошо сохранился, что его приняли за жертву недавнего преступления) увезли на выставку. Приходится довольствоваться его курганным коллегой.
Римские залы еще скучнее греческих. Коллекция искусства этрусков куда интереснее, хотя до стамбульской все же не дотягивает.
В подвальном этаже расположены американские и африканские залы.
Ацтеки и майя - словно цивилизация с другой планеты. Чужая, непонятная. Глядя на них не трудно поверить уфологам. Что в них человеческого?
Скорее они напоминают каких-то гоблинов из вселенной Warhammer
А вот этот симпатяга явно был в компьютерной игре Planetscape.
Североиндейское искусство представлено парочкой тотемов.
Африканцы же выдают странный контраст.
Примитивное, по-другому не скажешь, современное искусство.
И тут же зал с барельефами королевского дворца в Бенине (16 в.).
Пожалуй в первый раз за всю прогулку по музею я испытал шок от увиденного. Все остальное было, так или иначе, известно. Я знал чего ожидать от древних египтян, вавилонян, этрусков, даже от майя. А вот такой изумительной работы и сложной работы по металлу от африканской цивилизации я никак не ожидал.
На ум приходит сравнение с воротами флорентийского баптистерия. Эти фигуры без проблем потягаются с лучшими шедеврами Возрождения.
Это, напоминаю, 16 век. В преддверии, так называемой, Scramble for Africa, когда за триста лет европейцы оставят от континента рожки да ножки. Что ж, сторонники теории деградирующего влияния колониализма на континент получают пятьдесят очков.
Но не шедеврами едиными нас радует Британский музей.
Как насчет такой вот инсталляции?
Или такой?
Сочетание древности и современных решений, культурного достояния и инноваций. Именно это, а не набор шедевров, делает визит сюда запоминающимся событием. Которое нельзя не повторить. Желающие составить компанию, велком.
В этот же раз за компанию спасибо
amerikanist