В
первой части рассказывалось о камере-обскуре, и о том, как в XIX веке люди экспериментировали со светочувствительными материалами, желая получить устойчивое изображение, нарисованное светом. Наилучших результатов в этой области добились французы Жозеф Ньепс и Жак Луи Дагер. Однако, на самом деле список претендентов на изобретение содержит гораздо больше имён.
ИППОЛИТ БАЙАР (1801 - 1887).
Например, изобретателем фотографии мог стать чиновник французского министерства финансов Ипполит Байар. Экспериментируя со светочувствительными материалами в свободное от работы время, он изобрёл свой собственный процесс получения позитивного изображения. В отличие от Дагера и Ньепса, Байар получал изображения не на металлических пластинках, а на бумаге. Его снимки, так же как дагеротипы, существовали в единственном экземпляре, а экспозиция занимала не менее 12 минут, отчего предметами съемки могли быть только неподвижные предметы. 20 мая 1839 года Байар продемонстрировал секретарю Французской академии наук Франсуа Араго свои произведения, сделанные в марте того же года, с просьбой представить его работу научной общественности. Однако Араго, который был другом и сторонником Дагера, убедил Байара немного подождать. И пока доверчивый чиновник ждал, изобретателем был объявлен Жак Луи Дагер.
Возмущённый этой несправедливостью, Ипполит Байар выразил свой протест весьма творчески. Он создаёт первую в истории постановочную фотографию под названием "Автопортрет в виде утопленника" (1840).
На обороте снимка Байар написал:
«Тело, которое вы здесь видите, принадлежит господину Байару, изобретателю... Насколько мне известно, этот неутомимый экспериментатор отдал своему открытию около трёх лет жизни. Однако правительство, излишне великодушное к мсье Дагеру, заявило, что для мсье Байара сделать ничего не может... О, превратности человеческой жизни..! ...Его тело оставалось в морге несколько дней, но никто не опознал и не затребовал его. Дамы и господа, лучше бы вам удалиться, чтобы не оскорблять своих чувств зловонием, ибо, как вы можете видеть, лицо и руки этого господина начинают разлагаться».
Разумеется, изобретатель Байар не пострадал при съёмках. Он прожил долгую жизнь, и скончался в 1887 году возрасте 86 лет. Следы разложения на руках и лице - это летний загар, а трагическое письмо - попытка выбить немножко денег из правительства. Несмотря на свою неудачу в роли изобретателя, Байар продолжил деятельность активного фотографа. Он стал одним из соучредителей Французского фотографического общества, а также стал одним из первых фотографов, принявших участие в масштабном проекте документирования архитектурных и исторических ценностей.
Ипполит Байар "Автопортрет в саду", 1847 год.
УИЛЬЯМ ГЕНРИ ФОКС ТАЛЬБОТ (1800 - 1877).
Но главным конкурентом француза Дагера был англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот .
Это был хорошо образованный, богатый аристократ, с довольно широким кругом интересов. Он увлекался математикой, физикой, литературой и классическими языками. Путешествуя по городам и странам, неравнодушный к красоте Тальбот, старается зафиксировать понравившиеся ему виды. Однако рисовать он совершенно не умел и для фиксации видов пытается использовать камеру-обскуру и камеру-люциду. Обводя карандашом контуры проекции, Тальбот сильно разочаровывался результатом. Он писал: «Когда я отвел глаз от призмы, в которой все выглядело прекрасным, я обнаружил, что предательский карандаш оставляет на бумаге лишь следы, приводящие в уныние».
И, как и другие "родители фотографии", Тальбот загорается мечтой о том, как было бы хорошо, если б изображения рисовались сами собой и оставались зафиксированными на бумаге. Как учёный, он знал о существовании светочувствительных материалов. Поэтому, приехав из очередного путешествия, Тальбот начинает экспериментировать. Вскоре он создаёт технологию получения изображений на бумаге, пропитанной специальным раствором соли. Летом 1835 года Тальбот выполнил ряд снимков своего дома в деревне и записал в дневнике: "Этот дом, как я считаю, является первым, нарисовавшим свое собственное изображение". Видимо на тот момент он ничего ещё не знал про опыты Ньепса и Дагера.
Первый калотип Тальбота «Окно аббатства Лекок», 1835 год.
В том же году Тальбот обнаруживает, что если отпечатать негатив на светочувствительной бумаге, то получится позитивное изображение. Так он находит способ получения множества копий с одного негатива. Достигнув этих успехов, изобретатель по каким-то причинам оставляет фотографические занятия и погружается в исследования оптики и спектрологии.
7 января 1839 года Франсуа Араго объявляет миру об изобретении Дагера. Эта новость шокирует Тальбота, и он торопится оповестить общественность о собственных успехах. Он проводит выставку своих фотографий и пишет письмо Араго, в котором требует признать его первенство в получении изображений в камере-обскуре. Однако, такого признания Тальбот не получает.
Обиженный на отказ Тальбот, приступает к усиленной работе по совершенствованию своей технологии. К 1841-му году он дорабатывает фотографический процесс, который называет "калотипией" (от греческого слова "kalos" - прекрасный) или "талботипией" по имени изобретателя. В июне 1844 года Тальбот издал альбом «Карандаш природы», в котором описал возможности фотографии и проиллюстрировал его своими фотоотпечатками.
Лист № 3 из альбома "Карандаш природы. "Предметы из фарфора.
"Этот отпечаток демонстрирует, что целое собрание знатока и коллекционера китайского фарфора можно отобразить на бумаге гораздо быстрее, чем описывать его вручную. Чем более необычны и причудливы формы этих старинных чайников, тем больше преимуществ дает их изображение по сравнению с обычным описанием..."
Лист № 10 из альбома "Карандаш природы". "Стог сена".
"Одним из преимуществ фотографического искусства будет возможность запечатлеть множество мельчайших деталей, которые добавят правдивости и реалистичности изображениям. Ни один художник больше не будет утруждаться точным копированием натуры".
Но технология Тальбота имела целый ряд недостатков. Во-первых, бумага волокнистая, из-за чего изображение получалось плохо детализированным, потому что мелкие детали скрывались в этих волокнах. Во-вторых, узкий динамический диапазон, то есть картинка получалась очень контрастной. Но, говорят, что Тальбот вовсе не считал это проблемой, называя такое изображение рембрандтовским. В третьих, низкочувствительность листов требовала много света для правильной экспозиции. С этой проблемой Тальбот боролся уменьшая размер камеры относительно объектива. Супруга фотографа называла эти камеры мышеловками.
Тальбот и его ассистенты в фотографической мастерской, 1846 г.
Таким образом, к 40-м годам XIX века существовало две полноценные технологии получения фотоизображений. Их соперничество могло продолжиться дальше, однако Тальбот, по совету родных, защищает калотипию патентом, чем сильно ограничивает её распространение. Однако именно технология Тальбота с негативами и множеством последующих отпечатков стала основой аналоговой фотографии.
Дагеротипия, права на которую у Дагера выкупило правительство Франции, напртив, распространяется и совершенствуется по всему миру огромными темпами. Дагер запускает в продажу специальные наборы, куда помимо камеры входят пластинки и все необходимые реактивы для создания дагеротипов.
При всех достоинствах дагеротипа (большой динамический диапазон, высокая детализация) эта технология также имела ряд недостатков. Во-первых, пластинки сильно бликуют и рассмотреть изображение можно было только под определённым углом, во-вторых изображение получается зеркальным. В третьих, изображение было очень тонким и легко царапалось. По этой причине дагеротипы хранили под стеклом и вставляли в красивую рамочку.
Довольно забавно происходила фотосессия в XIX веке. Поначалу технология была достаточно дорогой, и многие фотографировались один раз в жизни. Накопив денег на фотопортрет, вы надеваете лучшую одежду, которая у вас есть. Если денег немного, можно взять костюм или платье в аренду. Далее поднимаетесь в фотостудию, которые тогда располагались на верхних этажах зданий, в мансардах и чердаках, прямо под кровлей.
Затем фотограф усаживает вас на стул со спинкой и белит ваше лицо, чтобы кожа лучше отражала свет. Потом на вас наводят огромный аппарат, напоминающий пушку и просят в течении 15 минут не шевелиться и сохранять естественное выражение лица. При этом слабые мышцы шеи могут не выдержать и голова дёрнется, что приведёт к смазу на фотографии. Чтобы этого не произошло, голову закрепляли специальным приспособлением - копфгалтером.
Поэтому люди на фотографиях XIX века зачастую очень напряжены и серьёзны.
Художники смеялись над этим процессом и рисовали примерно такие карикатуры.
Среди портретов XIX века, был отдельный и очень специфический жанр. На первый взгляд в этих фотографиях нет ничего необычного и страшного. Хотя, возможно, глядя на них, вы заметите некоторую неестественность поз, необычные взгляды и т. д. Весь ужас состоит в том, что люди, смотрящие на вас с этих фотографий, как живые, на самом деле мертвы. Такой жанр называется постмортем (от лат. post mortem - после смерти), то есть посмертная фотография. Она появилась в XIX веке с изобретением дагеротипа и была широко распространена в конце XIX столетия. Постмортем - не просто фотографии покойников, суть заключалась в том, чтобы умершему придать максимально естественную позу, словно он и не отправился в мир иной. Распространены групповые фотографии, где живые и мёртвые позируют в единой композиции - две живые сестры и мертвый братик, или два мертвых брата и один живой. Малышей чаще всего изображали спящими, но есть фотографии и с открытыми глазами. Глаза искусно рисовали на веках покойного, либо на фотографии - ретушью, в отдельных случаях - открывали усопшим глаза.
Посмертная фотография была полностью вытеснена на протяжении XX века, хотя некоторое продолжение этой традиции прослеживается в некоторых странах до сих пор.
Кроме портрета фотографы работали и в других жанрах изобразительного искусства, например снимали натюрморт или пейзаж.
Натюрморт, снятый Дагером в 1837 году.
Париж, Генрих IV и Сена, 1840 год.
ФРЕДЕРИК СКОТТ АРЧЕР (1813-1857).
В 1851 году английский скульптор Скотт Арчер изобрёл мокроколлодионный процесс, позволяющий получать изображения на стеклянных пластинах.
Недостаток этой технологии был в том, что все процедуры нужно было сделать до высыхания коллодия, то есть за 10-15 минут. Если съёмки происходят в студии, проблем никаких не возникает, но если фотографировать в поездке, нужно возить с собой целую фотолабораторию. Но это не останавливало фотографов пейзажистов XIX века. Появились фотолаборатории в палатках и передвижных вагончиках.
Фредерик Скотт Арчер "Вид на Темзу", 1855 г.
При появлении мокроколлодионного процесса фотография стала ещё доступней. Фотоателье открываются по всему миру. По этому поводу, французский художник Гаспар Феликс Турнашон рисует карикатуру «Дождь из фотографов».
Однако, некоторое время спустя Турнашон берёт себе псевдоним Надар и становится одним из самых известных фотографов XIX века. В 1860-х годах он открывает своё фотоателье в Париже на бульваре Капуцинок.
В этой мастерской в апреле 1874 года произойдёт одно очень важное событие для истории искусства. Но это уже другая история. Продолжение следует...
Если вам понравился пост, нажимайте, пожалуйста, кнопочки соц.сетей: