История усадьбы И.Е. Репина "Пенаты".

Nov 24, 2013 23:52




01. В 1899 году, когда Илье Ефимовичу Репину было пятьдесят шесть лет, он поселился в небольшом домике в финском посёлке Куоккала. Купчая была оформлена на имя супруги художника Наталии Борисовны Нордман.
Она становилась собственницей участка и строений на нём. Это был подарок Репина женщине, которая увлекла его своей любовью, пониманием и бескорыстием.


02. С конца 19 века северное побережье Финского залива стало излюбленным местом петербуржцев, особенно художественной интеллигенции.
Здесь снимали дачи и имели дома многие известные писатели художники и музыканты.


03. Куоккала привлекала Репина красотой северной природы, тишиной, которая иногда нарушалась только шумом моря.
На фото И.Е. Репин на берегу Финского залива.


04. В 1899-1900 году была выпущена открытка с фотографией входа в только что купленную усадьбу.


05. Приобретённый Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
И.Е. Репин копает землю для будущего пруда. Фотография Н.Б. Нордман, 1899


06. Усадьбу Наталия Нордман назвала "Пенаты". По верованиям древних римлян, Пенаты - боги хранители домашнего очага и семейного благополучия.
Позднее это слово стало нарицательным для обозначения родного дома. Не только сама усадьба, но и каждая дорожка, холмик, беседка в ней получили свои названия.
Например, от дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина», а зеленую лужайку, обрамлённую соснами назвали «Площадью Гомера».


07. Деревянная беседка с колоннами стала именоваться "Храмом Озириса и Изиды". Здесь проводились домашние концерты и лекции.


08.


09. И.Е. Репин возле "Башенки Шехерезады", выстроенной в конце "Аллеи Пушкина". С верхней площадки башни открывался вид на залив.


10. Маленький домик постепенно перестраивался Репиным и обрастал со всех сторон разными пристройками, верандами и балконами.
Дав волю фантазии, Репин продумывал облик и структуру каждого элемента. В архитектуре и декоре видно увлечение Репина народным искусством.


11. В итоге получилось оригинальное сооружение, отражающее творческую индивидуальность автора. Большая часть дома была выполнена из стекла, с целью создания внутри освещения, пригодное для работы живописца.


12. Весной 1914 года возле дома на берегу пруда пробурили артезианскую скважину глубиной около 72 метров. Вода лилась в шестигранную чашу и по её ступеням в пруд.
Скважина давала 400 вёдер в час, Репин назвал это сооружение "Посейдон".


13. В день 60-летия Репина "Пенаты" приняли первых гостей. Приехал В.В. Стасов с племянницами. Усадьба им очень понравилась. Стасов писал: "...День прошёл - чудесно! Мадмуазель Нордман сняла со всех нас множество фотографий (она большая мастерица), мы обедали и очень парадно, в 8-угольной стеклянной огромной клетке, которую Репин пристроил как мастерскую plein-air, вечером ходили на большие песчаные горы над морем, откуда он писал "Какой простор" - красивые места!"


14. Усадьба Репина и Нордман стала местом встреч и общения самых разных людей. Здесь бывали К.И. Чуковский, Ф.И. Шаляпин, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, В.Г. Короленко и многие другие.
18 августа 1904 года «Пенаты» посетил Горький. Он тоже поселился в Куоккале, на «Вилле Линтула», примерно в двух километрах от «Пенатов».
Репин познакомил Горького со Стасовым. Фотограф К.К.Булла сделал 16 снимков этой встречи.


15. Гостей Репин принимал по средам. В этот день, ровно в 3 часа дня, над домом поднимался флаг, это означало, что хозяева ждут гостей.
В прихожей на бамбуковой подставке стоял, выписанный из Парижа, медный гонг "Там-Там". Над ним плакат, написанный Наталией Нордман, гласил: "Сами снимайте пальто, калоши... Бейте весело, крепче в Там-Там... Открывайте дверь в столовую сами..."
Самопомощь - девиз репинского дома. Стало быть, никто никому ни в чём не должен был помогать.


16. В столовой главной достопримечательностью был круглый стол, сделанный финским мастером Пекко Ханникайнен.


17. Центральная часть стола крутилась и каждый, вращая её, мог достать любую тарелку с едой, не прибегая к посторонней помощи.
В нижней части стола находились ящики, куда гости складывали использованную посуду.


18. Если же кто-то нарушал правила самопомощи, его подвергали шутливому наказанию. Виновный должен был подняться на трибуну в углу столовой и произнести остроумную речь. Часто гости провоцировали Корнея Чуковского, который был мастером разговорного жанра и экспромта.


19. Провинившимся бывал и сам хозяин дома.


20. Гостиная в доме Репина отличалась простотой своего убранства. Иногда её называли "комнатой Венеры", здесь стоял слепок со знаменитой античной статуи.
Около неё находился рабочий столик Н.Б. Нордман, здесь она писала различные заметки, статьи и рассказы в обычные дни.


21. Также в гостиной стоял рояль фирмы "Беккер", который выбрал для Репина композитор А.К. Глазунов.


22. "За роялем". Рисунок Репина 1905.


23. На первом этаже дома также находится веранда, одно из любимых мест художника.


24. Веранду называли верандой бюстов, так как здесь вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.


25. Почти весь второй этаж занимает мастерская Репина. Художник построил её летом 1906 года и в следующем году, отказавшись от профессорства в Академии художеств, стал постоянным жителем «Пе­натов».


26. По словам Репина здесь, в мастерской, он "проводил лучшие часы в своей жизни".


27. Именно в этом помещении И. Глыбовский сделал знаменитую фотографию художника с палитрой на поясе.
Дело в том, что из-за большой нагрузки от постоянный занятий живописью, у Репина прогрессировал процесс атрофии мускулов между большим и указательным пальцами правой руки. Художник научился писать левой рукой, которой обычно как раз и держат палитру. Изготовленное по его просьбе и проекту изобретение, крепилось на поясе при помощи ремней, тем самым освобождая руки для работы.


28. В 1914 году Наталия Нордман умирает. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собствен­ностью Репина, а потом переходили к Академии худо­жеств при условии, что там будет открыт домик-музей.


29. Однако, Академия принять подарок Наталии Борисовны не спешила, мотивируя тем, что не располагает средствами для содержания такого музея.
Чтобы выполнить волю покойной супруги, Репин пожертвовал в пользу Академии Художеств 30 тысяч рублей. После смерти жены к Репину переезжают его дети.


30. После Октябрьской революции, по декрету о независимости Финляндии, подписанному В. И. Лениным, Куоккала отделилась от Рос­сии, и Репин никуда не уезжая оказался эмигрантом. Финского гражданства Илья Ефимович не принял, так и оставшись подданным Российской Империи.Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К.Е. Ворошилову. Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. Худож­ник был слишком немощен, чтобы предпринять решитель­ные шаги и идти на разрыв с близкими, и со дня на день стал откладывать срок своего переезда.


31. В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался. Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в "Пенатах".
Могила И.Е. Репина 1930 год.


32. После смерти Репина до 1939 года в усадьбе жили Юрий и Вера Репины. Перед началом войны в ноябре 1939 года финляндское правительство рекомендовало эвакуироваться населению вглубь страны. Вера и Юрий покинули "Пенаты", обосновавшись в Хельсинки, где прожили до конца своих дней.


33. 18 июня 1940 года в усадьбе был открыт музей, сразу ставший очень популярным.


34. Однако уже через год музей пришлось срочно эвакуировать. Началась Великая Отечественная война.
Все личные вещи, рисунки и картины, мебель и другие предметы обстановки были спрятаны в надёжных подвалах Академии художеств на Васильевском острове.


35. В 1944 году, когда советские войска вошли в Куоккалу, стало известно, что репинского дома больше нет.


36. Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба "Пенаты" была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. Сохранилось много фотографий, на которых можно было разглядеть не только сам дом, но и интерьеры, парк, беседки и прочее. Большинство снимков сделано Наталией Нордман, которая увлекалась фотографией и научила снимать и самого Репина.
Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий.


37. Восстановленный дом незадолго до открытия обновлённого музея-усадьбы. 1960-1961.


38. В 1962 году возрождённая репинская усадьба снова открылась для посетителей.


39.


Источники:
Е.В. Кириллина "Когда здесь жил Репин..." Издательский дом "Сад искусств", 2004.
И.Е. Репин "Далёкое близкое". "Художник РСФСР", 1982.
Набор открыток "Пенаты" 1975.
ilya-repin.ru

Музей, Санкт-Петербург, Репин, Художники

Previous post Next post
Up