Однажды пермскому журналисту Михаилу Стародубу пришла в голову идея снять реалити-шоу. Это только звучит смешно, но его проект ничуть не походил ни на «Дом-2», ни на «Каникулы в Мексике». Допускаю, что какие-нибудь «Каникулы в Зюкайке» могли бы иметь определенный успех - с этим вот нашим пермским говором и прочим местным колоритом.
В общем, идея у Стародуба была такой: на несколько дней команда молодых людей как бы перемещается в первые годы Великой Отечественной войны. Форма, техника, оружие и условия быта максимально приближены к реалиям того времени, участники отказываются от всех благ современной цивилизации, включая мобильную связь. Проект поддержала городская администрация, съемки программы прошли минувшей осенью в Полазне. Хотя по сюжету это была вовсе не Полазна, а Подмосковье. На съемочной площадке постоянно работало почти полсотни человек, включая сотрудников МЧС.
В субботу прошла презентация телепроекта «Понюхать пороху», который мы сможем увидеть на канале «Россия 24» 5,6 и 7 мая.
Героями телепроекта-реконструкции стали самые обычные пермяки - сам Михаил Стародуб, а также завуч одной из пермских школ, автогонщик, менеджер по продаже грузового автотранспорта, студент, инженер. За точность всех деталей отвечали опытные реконструкторы из Пермского военно-исторического клуба. Простой пример - блиндаж новоиспеченные красноармейцы строили себе сами, руководствуясь «Наставлением по инженерному делу для пехоты РККА» 1939 года. Вот только согласно наставлению, возведение блиндажа должно было занять у солдат шесть часов, наши герои потратили на строительство все одиннадцать, учитывая то, что часть работ была выполнена заранее.
Бойцы сами готовили себе еду, сами занимались заготовкой леса для отопления землянки, все делали сами, используя лишь те инструменты и приспособления, которые были доступны в первые годы войны. В качестве оружия - мосинские трехлинейки, винтовки системы Токарева, пистолет-пулемет системы Дегтярева.
Единственное развлечение бойцов - аутентичный патефон. На площадке работала и техника - броневик БА-64 и отреставрированная «полуторка» ГАЗ-АА.
Подмосковье, октябрь 1941 года. По информации разведки, глубоко в русском тылу действует отряд немецких диверсантов. На его уничтожение из центра присылают группу бойцов Красной армии. Таким был сценарий. Как отмечают участники, самой великой проблемой стал дождь и собачий холод - осени в наших краях неласковые. В остальном же, с тяготами военной службы они более или менее успешно справились. Что интересно, из всех участников проекта в армии служил лишь один. Но вскоре после окончания съемок другой герой реалити-шоу был призван для прохождения срочной службы - сейчас он служит в Пскове, в десантно-штурмовом полку.
Над чуваками вволю поиздевались - для начала их побрили наголо, им пришлось немало побегать в полном тяжеленном снаряжении, строить землянки и плоты, налаживать связь, рыть окопы, переносить раненных. Поначалу все вызывало сложности - даже намотка портянок. Ветераны, присутствующие в зале, заметили, что портянки с «кирзачами» были для них счастьем - поначалу больше в ходу были ботинки с обмотками. Мастер-класс по наматыванию портянок был дан прямо в ходе презентации.
Скупые рассказы ветеранов, звучащие на этой презентации, напоминали отрывки остросюжетных фильмов. Фронтовики говорили о том, что чаще люди поднимались в атаку совсем с другим кличем, а не с привычными нам словами «За Родину! За Сталина!». Рассказывали о том, насколько это было сложно - шагнуть из окопа в атаку. Один из ветеранов поведал, как окапывался голыми руками под артобстрелом и лишь благодаря этому остался жив. Другой рассказывал о боевых действиях в финском лесу, где выстрелами с деревьев были убиты или ранены все его напарники. Вспомнили и даже напели песни, которые позволяли им не терять бодрости духа. Они в мельчайших деталях рассказывали о делах давно минувших дней - так, что я сам смог себе это представить.
Мы смогли увидеть в этот день короткие отрывки из каждой серии этого телепроекта. В финальной версии каждая серия (а их всего пять или шесть) длится 25 минут и, знаете, я очень хочу увидеть полную версию. Назвать проект реалити-шоу у меня даже язык не поворачивается - не так уж много там шоу. Я ожидал увидеть типично хреновый пермский продакшн, но все оказалось сделанным весьма достойно. Я отметил для себя ряд недочетов, но они совершенно незначительны. Над проектом трудились не только пермяки - работали и приглашенные специалисты, в частности один из режиссеров. «Понюхать пороху» - это не только приключения современных горожан, лишенных благ цивилизации. Проект также подробно рассказывает о технике и оружии, которые использовались в годы войны. Для оформления используются настоящие фронтовые письма пермяков, которые зачитывают дикторы. Именно в комплексе продукт получился достойным - если бы они просто бегали по лесам в военной форме, я бы не проникся. Для ВГТРК «Пермь» данный телепроект стал первым проектом такого уровня сложности.
Участники проекта, организаторы и зрители отметили, что фильмов о войне снято и снимается немало, они нужны и важны. Вместе с тем, проекты, подобные «Понюхать пороху», позволяют добиться от зрителей сопереживания. Как вы понимаете, затея приурочена к 70-летию победы. Проект был реализован ВГТРК «Пермь» при поддержке городской администрации и компании «Уралкалий». Интересно, что участие «Уралкалия» стало неожиданностью для главы администрации Перми Дмитрия Самойлова. Ко всему остальному глава администрации был готов - для присутствующих в зале ветеранов нашлись слова уважения и ценные подарки, для создателей - слова признания, для солдатской каши - ложка.