Вчера в филармонии случился неожиданно большой (три часа) и очень насыщенный концерт "актуальной музыки" из абонемента Ольги Викторовой.
Материал был непростой - пьесы микрохроматистов и большие современные опусы. Квинтет струнных, флейта, кларнет, арфа и два рояля. С роялями вообще интересная история. Один из них перестроили на четверть тона ниже и, в результате, получилась такая "расширенная" звуковая гамма, непривычная и даже некомфортная для нашего уха, привыкшего к упрощенному звукоряду.
Тревожащая, беспокойная музыка продолжила размышления, вызванные пьесой Архипова (об этом в свое время) о разрушающей силе искусства. А в антракте случился эмоциональный мировозренческий спор, в котором я, кажется, был неправильно понят. Попробую объясниться еще раз.
По порядку.
1. Искусство (шире - культура) - не более, чем адаптационный механизм, выработанный человеком для защиты от смерти, от страха смерти (Новоженов об этом писал, ага). Для "европейского" христианского сознания на одной чаше весов лежит Бог (покой, энтропия), на другой - искусство (движение, неуспокоенность). Баховский клавир - простая система, которая позволяет европейцу держаться в пределах простого, интуитивно понятного "договора" с мирозданием. И, если рассуждать в категориях "добро - зло" (несмотря на то, что Бах писал музыку и для церкви), то искусство - безусловно, зло, поскольку отдаляет человека от Бога.
2. "Восточное" сознание - другой тип гармонии с мирозданием, прямой и естественный. Музыка Востока, не знавшая Баха - ближе к Богу (покою, энтропии). Можно сказать, Бог разлит в ней, так сказать, "в чистом виде". Поэтому в восточной культуре нет сопротивления смерти, нет страха смерти. Искусство Востока - не "искусственно", оно и есть - Бог, смерть, покой.
3. Клавир Баха компенсирует страх смерти, а микрохроматика - это территория смерти (потустороннего). Она враждебна нашему уху, она тревожит, она пробивает бреши и выводит в запредельное, где "европейский" человек чувствует себя беззащитным. Отсюда ее "невротичный" характер.
4. Искусство (в европейской традиции) отдаляет нас от Бога, создавая иллюзию того, что человек - "мера всех вещей". Искусство дает человеку право, которого у него нет - право быть не частью мироздания, а "самоценной" личностью, право судить о добре и зле, право делать выбор. В этом и заключается "зло" искусства - в том, что оно приучая нас к "самостоятельности", отдаляет от нас Бога, в том, что приучает бояться, а не любить.
"Собрать книги все и сжечь" мы не можем, да и не надо.
Но отдавать себе отчет в том, что культура и не панацея, и не оправдание - необходимо. И пользоваться ей с осторожностью. И помнить о том, что мир всегда будет больше, чем наши представления о нем.