про кино

May 07, 2013 01:46

пока я лежал в больнице, прочитал полтора тома "властелина колец". перечитывать было приятно, книга всё-таки чудо как хороша. фильм питера джексона отличный, но уж очень пафосный по сравнению с книгой. короче, о чем это я.
в общем, кроме книги, у меня ещё был с собой ноутбук. как-то меня пришла навестить mas_on и принесла мне целую кучу фильмов. (маша, спасибо!) ну, я кое-что посмотрел и вот что имею сказать.


1. "алиса в стране чудес" (2010) - хороший диснеевский фильм, но ожиданий не оправдал. я ждал немного другой интерпретации. это фильм для детей младшего школьного возраста: тупо сказка. ясное дело, что и исходники тоже сказки, но у кэрролла эти сказки - не только для детей. для взрослых в них есть сатира и психоделичность. а в фильме нет сатиры. и психоделичности ровно столько, чтобы вызвать улыбку и напомнить начитанному зрителю об исходниках. идея фильма понятна с самого начала: алиса должна поверить в себя, пройти через страшные испытания и бла-бла-бла.
из минусов:
а. вот это вот "поверь в себя, ты же самый крутой, ты всё можешь", честно говоря, уже раздражает. фильм должен рассказывать историю, а не читать мораль, даже если он детский - это моё убеждение.
б. дико, бешено искажены исходники. отдельные сцены и фразы легко узнаются (бутылочка "выпей меня", булочка "съешь меня", покраска белых роз в красный цвет, гусеница с кальяном), но в целом всё это выглядит просто как набор перемешанных иллюстраций с большим, кстати, количеством отсебятины.
из плюсов:
а. отличный подбор актёров. от хэмиша, шляпника и обеих королев я вообще тащился.
б. отличная анимация и богатый визуальный ряд. картинка яркая и со вкусом. и ещё мне очень понравился чеширский кот.

2. "дядюшка бунми, который помнит свои прошлые жизни" (2010) - хорошее кино тайландского производства. сразу говорю: фильм на любителя. не все его поймут.
сюжет таков: некий бунми, ветеран гражданской войны, страдает от почечной недостаточности. чувствуя приближение смерти, он переезжает жить на ферму к родственникам. в один из вечеров они ужинают на веранде, и тут к ним является призрак жены бунми. следом за призраком приходит ещё один гость - пропавший без вести сын бунми. он ушёл жить в джунгли и выглядит теперь как красноглазая человекообезьяна. вся эта компания мирно беседует на веранде. вскоре после этого бунми понимает, что жена явилась к нему не просто так, а чтобы забрать его на тот свет. пришло время умирать. и вот, они уходят в горы, в глубокую пещеру, и там бунме отдаёт концы.
по ходу фильма бунми вспоминает несколько своих прошлых жизней. в одной жизни он был вьючным буйволом. в другой жизни он был принцессой, которая отдалась речному духу в образе сома, чтобы вернуть утраченную красоту...
думаю, даже досмотреть это кино до конца смогут не все. лично мне фильм нравится, хотя смотреть его трудновато: слишком он медленный, слишком просто снятый, слишком много в нём статичных планов. никаких тебе крутых спецэффектов и анимации. и никакой актёрской игры. этот фильм - этакий магический натурализм или, точнее, примитивизм (сам режиссёр окрестил свой фильм этим словом). две основные мысли - единение человека с природой и единение мира живых с миром мёртвых. советую любителям "фестивального" кино. кстати, фильму в каннах присудили золотую пальмовую ветвь.

3. "ребро адама" (1990) - очень простая, но захватывающая история из жизни обычных советских людей. вообще, люблю я советское кино 80-х годов. за честность, за отсутствие поучительной интонации, за мрачноватую картинку. этот фильм тоже честный. всеобщий дефицит товаров, расшатанная мораль, неказистый домашний быт. и посреди этого - семья, четыре женщины, каждая из которых по-своему смотрит на мир и по-своему строит отношения с мужчинами. тут и вопрос смиренных отцов и бунтующих детей, и вопрос о взаимоотношениях полов, и вопрос общественной морали. множество интересных бытовых ситуаций, хороший, затягивающий сюжет, отличная игра актёров. нисколько не возвышенный, но понятный и близкий фильм о простых людях. в общем, советую и рекомендую.

4. "санаторий под клепсидрой" (1973) - безрадостный экзистенциальный сюр польского производства, сделанный, однако, очень качественно и со вкусом.
сюжет таков: главный герой, йозеф, приезжает в некий санаторий, где при смерти находится его отец. санаторий этот выглядит давно заброшенным и очень запущенным. герой находит в здании доктора и беседует с ним. доктор сообщает йозефу, что в этом месте время ведёт себя необычно. оно не движется, а как бы стоит на месте: один и тот же короткий отрезок времени повторяется здесь раз за разом. фактически отец йозефа уже умер, но пока он находится здесь, в санатории, он жив. он почти всё время спит, чтобы экономить жизненную энергию. йозеф хочет видеть отца. когда он приходит в его комнату, то и сам оказывается затянутым в этот короткий зацикленный отрезок времени. большую часть фильма он путешествует по своим перемешанным обрывкам воспоминаний, где встречает самого себя в детстве, своих родителей и многих других людей, так или иначе повлиявших на его жизнь.
он оказывается в местах и ситуациях, в которых уже был когда-то. при этом сам он не осознаёт, что с ним происходит что-то странное. вымысел сливается с реальностью. этот бредовый сон увлекает йозефа, он ввязывается во всё творящееся вокруг. вскоре он начинает понимать, что выпал из реального мира, и ищет способ вернуться туда. и вот, вроде бы, ему это удаётся... но не тут-то было. зацикленное время, по-видимому, навсегда поглотило йозефа.
происходящее на экране очень напоминает тревожный сон. сама атмосфера сна, бессвязного, но яркого, передана с поразительной натуральностью. при просмотре мне казалось, что либо я сплю, либо я слегка поехал крышей.
количество реквизита и количество сложных сцен с массовкой с трудом поддаётся описанию. видно, что авторы фильма проделали гигантскую работу по воплощению своего замысла. фильм пронизан атмосферой упадка, в нём очень много символов и символичных персонажей. чего стоит хотя бы проводник - слепой старик в плаще и с фонарём в руках, в которого в конце фильма превращается и сам йозеф. о чём этот фильм? наверняка и не скажешь. но мне кажется, что это своего рода киноманифест экзистенциализма: в нашем сознании и в нашей памяти всё так запутанно и сложно, так тесно переплетены реальность и вымысел, так трудно бывает разграничить сон и явь, отличить собственную мысль от привнесённой извне.

проза ж., книги, кино

Previous post Next post
Up