Еще немножко ранее неопубликованных прошлогодних снимков. В центре внимания - выдающийся памятник древнерусского зодчества и, по совместительству, первый пример архитектурной реставрации.
Белокаменный собор был выстроен сыном Всеволода Большое Гнездо Святославом вместо прежней обветшавшей церкви в 1230-1234 годах. Несколько позднее к северо-восточному углу храма пристроили Троицкий придел, куда было перенесено погребение Великого князя.
Традиционный для своего времени четырехстолный одноглавый храм отличает богатое декоративное убранство фасадов, про которое летописец писал: «украси ю паче ихних церквей, бе бо изовну около всея церкве по камне резаны святыя чюдны вельми».
В конце 60-х годов XV века собор неожиданно обрушился. По нынешней кладке можно увидеть границу обрушения - она идет наклонно, от верхнего северо-западного угла к нижнему юго-восточному.
Московский князь Иван III поручил восстановительные работы подрядчику Василию Ермолину, который выполнил работы за один сезон 1471 года.
После реставрации от первоначального собора остались: с запада - первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока - цоколь апсид; с юга - притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера - притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).
Перестроенный собор стал ощутимо ниже, нарушилось также и декоративное оформление фасадов - большинство резных камней при восстановлении стен было поставлено произвольно.
В последующие столетия собор еще не раз подвергался изменениям. В 1781 году к храму была пристроена огромная четырехъярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница.
В советское время все поздние пристройки были снесены и сейчас мы видим древний памятник примерно в том же виде, какой ему придал московский подрядчик Ермолин в XV веке.
Все перепуталось: и лики святых, и мифическая живность, и ковровый орнамент...
Слева - грифон, справа - райская дева-птица.
Встречаются и более реальные персонажи, как, например лев и мамонт (последний расположился слишком высоко для моего широкоугольника).
Заглянем внутрь, где, в отличие от Переславского
Спасо-Преображенского собора, при реставрации была сохранена академическая живопись первой половины XIX века.
В верхней части среднего прясла западной стены обращает на себя внимание заложенный арочный проем, игравший, возможно, роль хор. Однако устройство входа на хоры неизвестно, так как никакой лестницы в стенах обнаружено не было.
Роспись совсем недурного качества исполнения...
...вчистую проигрывает чудесному декору фасадов и оттого воспринимается вторично.
Сюжеты, впрочем, достаточно типичны...
...больше всего приглянулась почти что да-винчивская "Тайная вечеря" в конхе центральной апсиды.
Завершаем знакомство с удивительным памятником архитектуры
федерального значения парочкой видов с валов древнего детинца...
...в котором нынче разбиты огороды.
Более подробно о древнем соборе советую почитать:
1. К.К. Романов
"Георгиевский собор в Юрьеве Польском (краткий отчет о разведке осенью 1909 г)" ;
2. С.В. Заграевский
"Вопросы архитектурной истории и реконструкции Георгиевского собора в Юрьеве-Польском".