Никита и Пётр или шатровые храмы земли Переславской

Feb 05, 2015 20:54

Очередная порция солнечных летних (и не только) снимков, посвященная на этот раз парочке культовых сооружений второй половины XVI века, строители которых вдохновлялись Вознесенской церковью в Коломенском.



Придерживаясь хронологической последовательности в строительстве на Переславской земле шатровых храмов, направимся сначала в расположенное в 25-ти верстах к востоку от уездного города село Елизарово.
Впервые упоминающееся в 1389 году село в середине XVI века было пожаловано в качестве награды за проявленную при взятии Казани доблесть боярину Алексею Даниловичу Басманову - приближенному Ивана IV Грозного.


Построенный Басмановым в 1566-67 годах изящных пропорций храм представляет собой почти квадратный в плане четверик, к которому с востока примыкают три полукруглые апсиды. Завершается четверик тремя рядами полукружий, над которыми возвышается восьмерик, увенчанный восьмигранным шатром со слегка вогнутыми гранями (слева приведен снимок И.Ф. Барщевского).



Предпринятая в 1822 году перестройка значительно исказила облик храма. С запада были пристроены классицистские трапезная и колокольня, первоначальные оконные проемы заложены, вместо них пробиты новые окна, расширены двери. С северной и южной стороны к четверику храма были пристроены "греческие фронтоны". Фасады храма покрыли штукатуркой, а интерьер - грубой масляной росписью, скрывшей остатки орнамента и храмозданной надписи.



Первоначально храм имел два престола: главный во имя великомученика Никиты и придельный Онуфрия Великого, выделенный поставленной на южную апсиду главкой на небольшом барабане. С пристройкой трапезной добавилось еще два престола: во имя Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
В 1920 году храм исследовался П.Д. Барановским, однако в 30-е годы был закрыт и приспособлен под гараж. К 1975 году состояние было признано аварийным и в начале 80-х годов И.Б. Пуришевым проводились экстренные реставрационные работы. Прежний облик федеральному памятнику вернулся совсем недавно - в ходе начатых в 2006 году восстановительных работ.


Мы же направляемся в Переславль, где в паре шагов от Спасо-Преображенского собора находится следующий обект нашего пристального внимания - церковь Петра Митрополита. Построенный на средства уже упомянутого выше Ивана IV Грозного в 1585 году на "государевом дворе" на месте деревянной церкви XV века, каменный храм до 1781 года состоял на "жалованьи государства".



Безапсидный храм представляет собой окруженный двухъярусной галереей со всех сторон света, кроме восточной, крещатый в плане объем, который несет приземистый восьмерик с восьмигранным шатром. Завершает композицию восьмигранный барабан с маковичной главкой (слева приведен снимок И.Ф. Барщевского, датируемый началом 80-х годов XIX века).



Фасады храма отличаются суровостью и лаконичностью форм. Стены основного объема разделены лопатками на три равных прясла, центральное из которых прорезано узким арочным окном, завершенных полуциркульными кокошниками. Кокошниками завершается и восьмерик, грани которого также прорезаны окнами "бойницами" (Здесь и далее приведены архивные снимки начала 90-х годов из паспорта на памятник).



Фасады галерей расчленены в нижнем ярусе арками, частично заложенными и превращенными в окна. Второй ярус галерей образуют квадратные в сечении столбы, несущие односкатное деревянное покрытие. В 1821 году вместо обветшавшей первоначальной деревянной звонницы была сооружена новая колокольня в формах провинциального ампира.



Впервые церковь реставрировалась по проекту В.В. Суслова в 1880-х годах, когда были восстановлены кокошники, фасады вместо первоначальной известковой обмазки покрыты штукатуркой, а шатер и главка - железом. Выкрасили храм тогда в густо-лиловый цвет, о котором современники отозвались "ново, пёстро и безвкусно" (Слева приведена открытка с видом храма после первой реставрации).



В 1957 году под руководством Е.М. Караваевой была восстановлена первоначальная форма кровли. В 1964-68 годах храм реставрировался по проекту И.Б. Пуришева: была сбита цементная штукатурка, галерея восстановлена в облике, близком к первоначальному, главка покрыта осиновым лемехом и позолочен крест. В 1991 году находящаяся в довольно запущенном состоянии церковь была возвращена РПЦ, которая, впрочем, не проявила особого интереса к древнему памятнику.
Внутрь попасть не удалось, поэтому для знакомства с остатками убранства воспользуемся приложенными к паспорту на памятник фотографиями начала 90-х годов.


Первоначально нижний ярус, с его толстыми стенами и сводами, использовался то ли, как оружейная, то ли, как темница.
Впоследствии в нем хранилась денежная казна Переславской Провинциальной Канцелярии. К 1792 году помещение под церковью было очищено, а в следующем году в нем был устроен Михаилоархангельский придел.


В интерьере сохранилась рама четырехярусного иконостаса конца XIX века...



...и настенная масляная живопись примерно того же периода (Слева запечатлено Воздвижение креста Господня, справа - Сошествие во ад).



На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.

При подготовке поста использовались материалы:
1. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск II. Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1896 г.;
2. Паспорт памятника архитектуры федерального значения "Церковь Петра Митрополита" (Код 7610133000), 1993 г.;
3. Сайт Переславской краеведческий инициативы.

Переславль-Залесский, Переславский район, шатровое зодчество, Ярославская область

Previous post Next post
Up