Посвященный расположенным
в окрестностях Переславля памятникам культовой архитектуры материал закончился, переходим к более детальному рассмотрению городского наследия - в центре внимания Успенский собор Горицкого монастыря.
Не будем останавливаться на истории монастыря, который закрылся и обветшал еще задолго до революции, и где в 1919 году был открыт один из первых в Советской России музеев, а перейдем сразу к его главной достопримечательности и безусловной доминанте - Успенскому собору, что был выстроен во второй половине 50-х годов XVIII века.
Не обошел собор вниманием и Сергей Михайлович Прокудин-Горский, сделавший в 1911 году снимок с ныне недоступного из-за разросшихся кустов места. Внешне достаточно сдержанный по декору, да еще и утративший ранее примыкавшую с запада Гефсиманию собор сейчас наиболее выигрышно смотрится с востока, где примыкающие по бокам к апсиде восьмерики приделов с собственными главками создают вертикально устремленную пирамидальную композицию.
Нелишним будет процитировать русского искусствоведа
Георгия Крескентьевича Лукомского, писавшего в 1914 году: "если извне собор представляет собой заурядное здание в смешанном стиле барокко с типичными для русского стиля основами конструкции, плана и композиции, то внутри во многих отношениях собор является образцом стиля барокко и заключает в себе чрезвычайно интересную отделку стен стюкком, а также иконостас и Горнее место.
Здесь вся архитектура прежнего времени была обильно покрыта орнаментацией прекрасного выполнения и ясно выраженного стиля: столбы, арки, своды, наддверники, наличники - всё это богатейшее сплетение из элемента рокайль, чередующегося с гирляндами цветов;
...прекрасных профилей карнизы;
...лёгкие, с большим чувством нарисованные волюты;
...наличники, украшенные то головами крылатых, прекрасно вылепленных херувимов, то раковинами;
...кессоны и всяческие завитки в арках - затейливость и фантазия, достойные лучшего мастера того времени.
Любопытен интерьерный снимок Прокудина-Горского - для единственного снимка столь богатого убранства ракурс несколько спорный.
Мы же, взглянув на паникадило,
...и еще раз на прекрасную лепнину,
...вернемся к Лукомскому: "Едва ли не наиболее ценное и наиболее в то же время заслуживающее ремонта сооружение - иконостас царственного величия и прекрасно выполненный, - неотъемлемая часть внутреннего вида собора и он заслуживает более бережного к нему отношения, как chef d’oeuvre резного художества XVIII века и как наиболее повреждённая часть собора.
Особенно пострадали здесь фигуры апостолов, в руках которых недостаёт рипид, во многих местах позолота облупилась, а у некоторых фигур не хватает рук и иных частей тела. Между тем выполнение всей этой резьбы чрезвычайно тонкое и любовное.
Иконостас этот, по сравнению с виденными нами в других местах, едва ли не самый богатый и величественный из всех в этом крае, а то обстоятельство, что в нём уцелели фигуры святых и резные изображения, заставляет отнестись к нему с особым вниманием."
В приделах - обработка проще, но также вполне художественна. Характер её с уклоном к стилю эпохи Людовика XVI и с предоставлением доминировать гладкой плоскости стены. Ремонтом 1882 года и особенно скверною фресковой росписью, конечно, лишь была испорчена значительная часть стен, особенно в притворах и в алтаре; впрочем, эта порча легко поправима, так как плохие фрески можно просто закрасить.
Нелишним будет добавить последний, третий, снимок Сергея Михайловича, на котором запечатлен иконостас южного придела.
Вот, собственно, и фрески - выполненные в академической манере они действительно слабо сочетаются с богатым лепным убранством (Слева притча о милосердном самарянине, справа - о бесплодной смоковнице).
В приделе, впрочем, качество живописи сравнительно неплохое, тогда как в основном объеме фрески действительно кроме как "скверными" и не назовешь (Иллюстрации не тему Чудес Христовых представлены на северной стене исцелениями расслабленного и слепца).
А завершим осмотр, пожалуй, еще более актуальной сейчас, нежели 100 лет назад, фразой Георгия Крескентьевича: "Не забудем, что памятников художественной старины в России много; памятников, разрушающихся и требующих поддержки, ещё больше, а обществ и лиц, которые могли бы придти на помощь гибнущей старине, пока ещё очень и очень мало".
При написании поста использовалась книга Г.К. Лукомского "О некоторых памятниках старинной архитектуры Переславля-Залесского и о печальном состоянии памятников церковного зодчества Горицкого Переславльского монастыря", СПБ, 1914 г.