Возвращаясь к "церковно-заброшенной" тематике, расскажу об очередном разрушающемся памятнике архитектуры
федерального значения, выстроенном по образцу и подобию одного известного московского храма.
Расположенное на левом берегу речушки Исконы село Карачарово - центр одноименной волости Можайского уезда Московской губернии - ныне относящееся к Волоколамскому району, существовало ещё до Смутного времени. События тех лет не обошли поселение стороной, и в 1626 году оно упоминается, как пустошь, возрожденное лишь к 1684 году. В дальнейшем село сменило несколько владельцев: Прозоровские, Скавронские, Разумовские.
Интересно сравнить карту Шуберта 1860 года с современной километровкой: от большинства деревушек остались лишь названия, зато бывшая усадьба Разумовских Болычево разраслось до крупного села.
Вернемся к Карачарово, где в 1795 году генерал-майором Львом Кирилловичем Разумовским была выстроена каменная церковь.
Имела три престола: главный Никольский, придельные - Ильинский и Льва Катанского.
В середине XIX века селом владела княгиня Варвара Михайловна Гагарина. Прихожан по данным, опубликованным в журнале "Московские епархиальные ведомости за 1869-1874 годы" - 825 мужчин и 1010 женщин. В 1930-х годах храм был закрыт и использовался в
хозяйственных целях, однако пару лет назад были предприняты
первые попытки по возврату зданию первоначального назначения.
Немного об архитектуре: оригинальный ротондальный храм в целом повторяет московскую церковь Космы и Дамиана на Маросейке (ниже приведен чертеж её северного фасада), однако авторство М.Ф. Казакова достоверно не установлено.
Перед нами все та же двухсветная ротонда, перекрытая куполом с люкарнами, на который поставлен световой барабан с главкой.
Все те же полуротонда алтаря с востока, ротондальные объемы приделов с юго-запада и северо-запада, а также примыкающие с западной стороны к ротондальным приделам трапезная и двухъярусная колокольня.
Отличается только сдержанное декоративное убранство, представленное, в отличие от прототипа, лишь украшающими боковые входы в храм двухколонными портиками. Причем эти самые портики ближе к затерянной в тверской глуши
Смоленской церкви в селе Кочемли (ещё одно повторение казаковского храма на Маросейке), чем к оригиналу.
Заглянем внутрь и начнем осмотр с трапезной.
В интерьерах пусто, но прибрано - осыпавшиеся со сводов кирпичи сложены в аккуратные кучки.
Чуть лучше с убранством дела обстоят в основном объеме, где под куполом сохранился классический лепной карниз, а на стенах - фрагметы масляной живописи конца XIХ века.
В отличие от оригинала, хоры в храме отсутствуют, что еще больше приближает проект к уже упомянутой церкви в Кочемлях.
Любопытно, что восточная люкарна была затянута холстом, по которому затем написали изображение Бога-отца.
Рассмотрим остатки росписей, сохранившиеся преимущественно на стенах и простенках второго яруса основного объема.
На западной стене изображен уже нечитаемый масштабный сюжет, а по бокам от него - священномученик Филипп (слева) и неустановленный святой моложавого вида (справа).
Напротив, на восточной стене, изображены Иоанн Златоуст (слева) и Николай Чудотворец (справа), а между ними - пара ангелов, по незаписанной обширной площади между которыми можно сделать вывод о нахождении там ранее завершающего иконостас резного распятия.
С внутреннего свода ведущей в алтарь арки на нас строго смотрит одинокий серафим.
Обратим внимание на значительно более молодой в сравнении с храмом пол, украшенный мозаичными узорами...
...и направимся на выход.
На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.