Забытые шедевры Николая Львова (Часть IV - Арпачево и Черенчицы)

Apr 27, 2014 23:04

Воспользовавшись солнечной погодой и наличием свободного времени решил "освежить" в памяти парочку Новоторжских памятных мест, связанных с именем "русского Палладио".




Родовое имение Н.А. Львова Никольское-Черенчицы расположено в 82-х верстах от Твери и в 16 верстах от уездного Торжка. Буквально в паре верст к западу находится принадлежавшее дядям архитектора село Арпачево.


На карте 1850 года Арпачево поименовано Ропачево, а во остальном за 150 лет география окрестностей Львовской вотчины мало изменилась, разве что исчез тракт через Осипово, конечным пунктом которого были небезызвестные Горницы, ныне, как известно, обезлюдившие.


С Арпачево (Ропачево) и начнем сегодняшнее знакомство с наследием талантливого архитектора-самоучки. Являющийся памятником архитектуры федерального значения ансамбль из храма и отдельностоящей колокольни выстроен в 1782-1791 годах.


Нашлось архивное фото 70-х годов XX века, на котором культовая постройка запечатлена в приспособленном под хозяйственные нужды виде.


Храм, представляющий собой эдакий мини-Борисоглебский собор в Торжке, имел один престол, освященный во имя Казанской иконы Божей матери. По состоянию на 1914 год в приходе было 4 деревни, в которых вместе с селом числилось 520 мужчин и 592 женщины.


В середине 2000-х годов проводились работы по внешней реставрации церкви, однако убранство так и осталось разоренным. Вроде бы и приход зарегистрирован, да службы не ведутся.


Однако доминантой комплекса, причем не только высотной, безусловно является колокольня, которая в традиционном понимании куда больше на маяк похожа - поставить на берег, раскрасить кольцами, так и не отличить будет! А.Н. Греч в своем "Венке усадьбам" обозвал колокольню курьёзной, а В.В. Седов (сын), проводя аналогии с античными маяками, так и назвал Арпачевскую колокольню - "маяк христианства".



Увы, но до маяка реставрация не дошла и незауряднейший памятник потихоньку приходит в упадок, что особенно заметно на боковых экседрах, от которых остались лишь фрагменты стен (слева вид начала XX века).



С надеждой на то, что причудливое сооружение дождется, по аналогии с соседом-храмом, своего "второго рождения", покидаем имение родственников Львова и направляемся в Черенчицы.


Среди обширного комплекса построек разной степени сохранности, также являющихся наследием федерального значения, выделяется мавзолей-ротонда.


Выстроенный в 1789-1806 годах на высоком искуственном холме к востоку от главного дома храм освящался уже после смерти архитектора. Имел два престола: холодный верхний Воскресения Христова, нижний теплый Святителя Николая. По состоянию на 1914 год прихожан в селе и 6-ти окрестных деревнях - 453 мужчины и 562 женщины.


Облицованный валунами мощный цокольный этаж предназначался для усыпальницы - здесь были похоронены Н.А. Львов и его жена М.А. Львова.


Верхняя часть здания представляет собой шестнадцатиколонную ротонду со столь "любимым" архитектором двойным куполом.


Стены просторного и светлого объема были расписаны под мрамор, а в арочных нишах изображались библейские сюжеты.


Следующим объектом нашего внимания будет погреб-пирамида, датированный 1789 годом.


Высказывать предположения относительно назначения затейливой постройки не буду...

...однако явно не для банального хранения продуктов выстроил её возле своего дома один из ярчайших представителей русского просвещения.


Ну а теперь обратимся к усадебному дому, точнее, тому, что от него осталось. А осталось не так уж и много, причем, основные утраты комплекс понес еще до революции, когда правнуки Львова не имея средств содержать главный дом разобрали его, оставив одно лишь западное крыло.


Главный дом был начат строительством в 80-х годах XVIII века и строился до самой смерти Н.А. Львова, причем, первоначальный замысел так и не был до конца реализован.


В советское время остатки дома ещё как-то использовались, сейчас же внутри царит, вспомним выражение А.Н. Греча, "мерзость запустения".


Впрочем, иного и не ожидалось... А ведь когда-то интерьеры украшали прелестные росписи, арабески, гирлянды роз и цветов на плафонах и по стенам.


Из любопытного - треугольная трехпролетная лестница на второй этаж.



На втором этаже сохранились фрагменты паркета, а также беспощадно забеленные лепные карнизы.


Заканчивая осмотр, опять вспомним Греча, который еще в 20-х годах прошлого века прискорбно констатировал, что история "родового гнезда" талантливого архитектора есть "летопись упадка и оскуднения русского дворянства".


Благодарю за внимание!

P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. А.Н. Греч "Венок усадьбам".

Николай Львов, Тверская область, усадьба, классицизм, Торжокский район

Previous post Next post
Up