Поездка по Толмачевскому тракту или храмы в Микшине и Залазине

Nov 29, 2013 22:46

Продолжая рассказ о единственной ноябрьской поездке, целью которой было знакомство с достопримечательностями земель "Тверской карелии", предлагаю осмотреть парочку культовых постороек, что расположились вдоль автодороги «Лихославль - Толмачи - Назарово», именуемой в прошлом Толмачевским трактом.



Осмотрев достопримечательности в Первитино и Вышково, направляемся далее на север в казенное село Микшино, что расположено на берегу реки Трестна, от Твери в 45-ти от Бежецка в 90-та верстах. Ранее село являлось центром одноименной волости Бежецкого уезда, ныне - центр одноименного сельского поселения Лихославльского района (карта кликабельна).


Основанное славянами село впервые упоминается в писцовой книге 1545 года. Однако, за "Смутное время" начала XVII века и чуму 1644-54 годов данные места совсем обезлюдели. Повторное их заселение произошло в конце XVII века, когда в Тверскую губернию подальше от Швеции перебрались Карелы из Приладожья.
Выгодное расположение рядом с трактом Бежецк - Торжок способствовало развитию торговли - на конец XIX века в селе было много купцов и предпринимателей. Самый богатым был купец I Гильдии - А.Н. Юрасов, карел по национальности. Торговал он в основном льном, за которым к нему приезжали даже из Англии.


В давние времена в Микшитно были две деревянные церкви, по старейшую из которых ничего не известно. В 1768 году из села Знаменское Новоторжского уезда была перевезена вторая деревянная Троицкая церковь, обветшавшая к 1833 году.
Взамен деревянных в 1845 году была построена каменная Троицкая церковь (летняя). К 1871 году в селе была построена вторая каменная церковь - Сретенская (зимняя). Через десять лет церковный участок был обнесен оградой с воротами и сторожкой.


Не будем останавливаться на восстановленной малопримечательной Сретенской церкви и сосредоточим внимание на ампирном Троицком храме. Крупное здание представляет собой увенчанный ротондой кубический объем, к которому с востока примыкает полукруглая в плане апсида, а с запада - трехярусная колокольня, нижний ярус которой выполненн в виде прямоугольного ризалита одной с аспидой ширины.


Храм имел три престола: главный - Святой Троицы, придельные - святых правителей Богоотца Иоакима и Анны, Святых Космы и Дамиана. Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных 9-ти деревнях - 1046 мужчин и 1108 женщин.


Западный и боковые фасады основного объема украшены четырехколонными тосканскими портиками. Поднявшись по заросшим ступеням, заглянем внутрь через открытый южной вход.


Посреди основного объема четыре пилона сложной формы посредством парусов и подпружных арок несут световой барабан.


Барабан прорезан двенадцатью арочными окнами, в простенках которых просматриваются изображения апостолов.


Внутри устроено что-то среднее между складом и пилорамой.


Возможно, что следом за Сретенской церковью местные займутся и летним Троицким храмом - во всяком случае сложенные материалы намекают на подобные перспективы.


Как мы видим - внутреннее убранство полностью утрачено. Из храмовой живописи удалось разглядеть лишь изображение восседающей на троне Богоматери под сводами одного из угловых компартиментов.


Закончив осмотр Микшинских памятнков архитектуры, на охрану которых Государство ещё не сподобилось, продолжим поездку на север.
Село Залазино Микшинской Волости Бежецкого уезда расположено от Твери в 60-ти, от Бежецка в 88-ми верстах. Ныне, как уже не трудно догадаться, село также входит в состав Лихославльского района (карта кликабельна).


Каменная Скорбященская церковь была построена в центре села возле дороги рядом с имевшейся деревянной церковью 1778 года постройки, которая была разобрана в 1828 году. Строительство церкви велось на средства прихожан и купца Федора Суворова с 1817 по 1826 годы.
Имела три престола: главный - Скорбященской Божьей Матери, придельные - святого Василия Великого и святого пророка Ильи.
Прихожан по состоянию на 1914 год в селе и окрестных 11-ти деревнях - 1094 мужчины и 1170 женщин, все карелы.


Симметричный относительно продольной оси храм представляет собой завершенный световой ротондой четверик, расширенный с юга и севера объемами со скругленными углами. С востока примыкает равная четверику по ширине прямоугольная со скругленными углами апсида, с запада - вытянутая в продольном направлении трапезная, также со скругленными углами.


Высокая колокольня состоит из трех ярусов-четвериков разной высоты и завершается прорезанным по сторонам света круглыми окнами барабаном-резонатором. Нижний ярус колокольни вытянут с севера на юг и имеет проемы в два света - прямоугольные внизу и круглые вверху, причем с западного фасада проемы глухие. Второй и третий ярусы прорезаны по сторонам света арочными проемами и оформлены по углам спаренными полуколоннами.


Как и в Микшино, храм в Залазино украшен тремя тосканскими портиками: западным и боковыми северным и южным, причем последний утратил антаблемент, фронтон и одну из колонн.


Через единственные открытые северные двери попадаем в основной объем храма, где из-за заколоченных окон довольно мрачновато.


Однако в интерьере, в отличие от предыдущего храма, есть на что посмотреть. так, в простенках светового барабана хорошо сохранились изображения 12-ти апостолов.


На парусах просматриваются изображения евангелистов.


Однако, самое любопытное ждет нас с противоположной западной стороны - там, где раньше находились хоры.


Рассмотрим это буйство красок поподробнее: над проходом в трапезную (ныне заколочен) ангелы держат образ Спаса Нерукотворного.


Выше на сводах написан сюжен, иллюстрирующий 14-ый стих 19-ой главы Евангелие от Матфея "Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное".


С противоположной стороны аналогично размещенное изображение утрачено, а выше изображен неустановленный сюжет.


По внутристенной лестнице можно подняться до выхода на хоры, откуда данный уголок с росписями предстает в ином ракурсе.


Главный сюжет посвящен Ветхозаветному псалтырю, точнее последнему псалму 150:3 "Хвалите Его (Бога) со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях"


Помимо хоров, храмовая живопись неплохо сохранилась в простенках боковых фасадов, где в гризайлевых экседрах изображены архангелы.







На этом завершаем осмотр памятника архитектуры местного значения "Церковь всех скорбящих с живописью" и собираемся в обратный путь.


P.S. В описательной части использованы материалы:
1. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г.;
2. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914 г.;
3. Сайт "Тверская карелия"

ампир, Тверская область, Лихославльский район, классицизм

Previous post Next post
Up