«Не блекнущие цветы рая» Кютахьи

Aug 17, 2014 17:11

Оригинал взят у orientceram в «Не блекнущие цветы рая» Кютахьи



Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши…
Кютахья - один из древнейших городов на западе Турции, когда-то посвященный богине плодородия Котис. С тех давних пор в истории региона побывали хетты, фригийцы, персы, римляне, а затем и османы.

Руины византийской крепости на холме, красивейшие древние мечети 14 века, одна из которых построена внуком самого Руми, обитель дервишей, старинные османские дома, ремесленный дворик и сотни керамических мастерских и фабрик - все это Кютахья, чья история и облик неразрывно связаны с историей производства славного турецкого фаянса.



Керамические изделия в Кютахье изготавливали еще с античных времен, но настоящая известность к городу пришла намного позже - сначала в 16 веке, когда в городе появились первые мастера из Тебриза и Армении, а затем после упадка керамического производства в Изнике, в первой половине 18 века. Известный османский путешественник Эвлия Челеби был родом из Кютахьи и отмечал в своих трудах, что к концу 18 века в городе насчитывалось уже 34 мастерских по изготовлению плитки.

Художественное прошлое сказалось на облике города наилучшим образом. Красочные изразцы являются настоящей визитной карточкой города. Стены мечетей, домов и учреждений, кафе, городской фонтан в виде керамической вазы - все украшено плиткой с традиционными орнаментами. Картину дополняет единственный в своем роде музей керамики, где выставлены прекрасные образцы изразцовых плиток и декоративной фаянсовой посуды начиная с 14 века, а также работы известных мастеров региона.



Очень интересное и неизменно завораживающее зрелище - наблюдение за чудесами керамического производства изнутри. В июне 2014 года мы смогли познакомиться со всеми его этапами.
Итак, производство турецкого фаянса включает несколько весьма ответственных этапов: подготовку собственно глины (замешивается до 6-7 разных видов и иногда ее выдерживают как вино 2 года), изготовление изделий на гончарном круге, на форме или на прессе. Затем следует сушка, шлифовка, обжиг, покрытие жидкой глиной с кварцем - слипом, повторная шлифовка, роспись и в завершение глазуровка и снова обжиг.





Мастера используют как красную, так и белую глину. Красная более пластичная и из нее легко изготавливать изделия с "формами".Белая же по древней традиции содержит кварц и более сложна в работе.





Огромное спасибо технологу Хусейну Эйкеджи, ставшего нашим проводником в святая-святых и терпеливо объяснявшего нам тонкости производства.



Каждый этап производства из разряда «это нельзя объяснить, это нужно попробовать». Наблюдение за движениями умелых рук гончара, изгибами изделий, выходящих из-под его пальцев, только что изготовленное изделие - хрупкое, еще не высохшее - за процессом можно наблюдать вечно. Тонкие, а где-то сильные и уверенные линии и мазки, выходящие из-под кисти мастера, постепенное заполнение цветом и светом только что белоснежно- белой поверхности - и вот на блюде или вазе расцветают райские сады и орнаменты. После обжига они «оживут» и из матовых станут яркими, блестящими и живыми.




Каждый раз мастера с замиранием сердца ждут того момента, когда будет открыта печь и можно будет увидеть готовые изделия! И каждый раз это особая волнующая церемония для всех участников, ведь результат и качество зависят от множества факторов, и элемент неожиданности присутствует всегда.




Все процессы производства фаянса энергозатратны, поскольку включают ручной труд. Важен правильный, выверенный в процентах, состав массы, температура сушки и обжига. От этого зависит, как будет ложиться краска и глазурь. Подглазурная полихромная роспись - по праву гордость турецких мастеров и довольно трудоемкий процесс. Сначала необходимо нанести сам рисунок, затем контур, аккуратно заполнить цветом, выдержать толщину или же тонкость мазка.



При этом у каждой краски свой «характер». Каждый цвет по-своему реагирует на наносимую поверхность. Так, зеленый ложится плотно и сочно, покрывая всю поверхность. Опак - голубой цвет, ложится неровными плотными мазками, с ним трудно совладать новичку. А бирюза проявляется разводами и здесь важно выдержать меру…



Изникская роспись - необыкновенно красивый и медитативный процесс. Как бы вы ни относились к рисованию раньше, роспись плитки в изникском стиле, заверю вас, не оставит равнодушным. Вырисовывать сказочные цветы и растения можно часами, так увлекает мир фантазии, красок и ощущений.



Мастер Исмаил Ийит, гостеприимно принявший нас в своей мастерской и проведший для нас несколько мастер-классов - один из признанных мастеров Турции, почитатель цвета туркуаз (бирюзы) и геометрического орнамента. У мастера свой, неповторимый стиль росписи, уютная мастерская росписи и много терпения..


На наших мастер-классах мы расписали плитку, выбрав каждая свой орнамент и цвет. Теперь у нас есть отличное напоминание о Кютахье и о нашей первой арт-программе там!



После посещения производства и активного участия в со-творении понимаешь, сколько труда стоит за каждым изделием. Стоит попробовать и приобщиться, чтобы познать реальную стоимость и ценность ручного труда…


Турция, Красота, что я люблю, керамика

Previous post Next post
Up