На этой неделе Федеральная миграционная служба Россия предложила законопроект
, направленный на снятие внутренних административных барьеров в сфере передвижения наших граждан по территории страны. Предлагается принципиальная замена системы регистрации, носящей по сути своей разрешительный характер, системой уведомления местных миграционных служб, направляемого гражданином по электронной почте. Законопроект по своей значимости носит «революционный» характер и направлен на преодоление «отголосков» прежнего прошлого, состоящих в тотальном контроле за передвижением наших граждан по территории страны.
Как можно оценивать такого рода изменения, и чем они чреваты для нашей правовой системы? Прежде чем ответить на данные вопросу, хочу провести небольшую аналогию с еще одним институтом, широко распространенным в Европе, но не закрепленным в системе российского законодательства. Институт этот - регистрация юридических лиц, осуществляемая при их создании. Существует три способа регистрации: разрешительный, явочно-нормативный и уведомительный. Первый характерен для юридических лиц специальных видов деятельности (например - банков), второй присущ рыночной организации оборота. Таким образом регистрируется большинство юридических лиц. Наконец, третий способ является плодом либерализации рыночных отношений и минимизации
участия государства в процедуре создания юридических лиц. Суть его состоит в том, что учредители направляют по электронной почте весь пакет документов и с момента его получения профильными органами могут осуществлять предпринимательскую деятельность вне зависимости от решения регистрирующих структур. Иными словами, это та система, которую мы почти что готовы позаимствовать у наших зарубежных «соседей». И страшно себе представить, сколько компаний (и главное - в каких целях) могут быть зарегистрированы лицами, решившими, сидя например в ресторане и т.п., создать «свой бизнес». Это чревато шквалом злоупотреблений, учитывая специфику нашего постсоветского общества.
Для чего я привел этот пример? Для наглядной иллюстрации того, чем опасна уведомительная система, носящая по сути гуманистический, разумный и рациональный характер. Безусловно, общество должно изживать в себе пережитки тотального контроля за жизнью и деятельностью наших граждан. Мы вправе свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства. И это право закреплено в Основном законе страны. Никто это не оспаривает. Но посудите сами: как у нас обстоят дела с уровнем компьютеризации нашего населения? Какова у нас ситуация с так называемыми «гастролерами» - преступниками? Как обстоят дела с миграционным учетом иностранных граждан? Не обернутся ли эти благие начинания новыми проблемами и злоупотреблениями?
При этом государство, безусловно, обязано уважать сферу частных интересов и в этой связи минимизировать излишнюю бюрократизацию. И сама идея введения уведомительного порядка мне глубоко импонирует, понятна и близка.