Infrastructural Development
Mr Pavel Zyryanov, MP, Committee on Youth Policy, State Duma of the Russian Federation
Уважаемые участники конференции!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить важнейший вопрос - перспективы развития северных и арктических регионов. Особенностью экономического развития России на современном этапе является то, что в настоящее время необходимо одновременно решать задачи антикризисного и опережающего типов развития. И совершенно ясно, что без модернизации экономики и инновационного прорыва в конкурентоспособных секторах экономики невозможно добиться существенных изменений. Государственная задача перехода российской экономики к инновационному типу развития на основе эффективного использования интеллектуального и научно-технического потенциала носит приоритетный характер и безусловно имеет региональную специфику.
Тема российского Севера как региона нового развития неразрывно связана с необходимостью модернизации экономики, инфраструктуры и социальной сферы в районах Севера и Арктики. В проекте стратегии развития Арктической зоны, опубликованной на сайте Министерства регионального развития России, говорится о том, что именно модернизация экономики и социальной сферы становится стержнем социально-экономического развития Арктической зоны в период до 2020 года.
Выделение Арктики и Баренцева региона как её составляющей части в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой, которая определяет особенности развития экономики, инфраструктуры и социальной сферы.
Многими специалистами признается, что в прогнозируемых на долгосрочную перспективу условиях экономического развития Российской Федерации большинство видов профильной продукции Севера и Арктики безальтернативно с позиции их возможного производства в других районах страны и приобретения по импорту. Приоритетными направлениями модернизации экономики и инфраструктуры северных и арктических регионов являются следующие:
1. Развитие судостроительной промышленности, в первую очередь создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути, среднетоннажных транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологических рыбопромысловых судов и морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов.
2. Развитие Северного морского пути, как главной национальной арктической транспортной магистрали, объединяющей региональные транспортные системы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера. Идет разработка и осуществления мер государственной поддержки развития Северного морского пути, который имеет ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности населения северных регионов страны и роль которого резко возрастет в связи с освоением природных ресурсов Арктики, в том числе на шельфе.
3. Транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Севера и разработки новых месторождений полезных ископаемых, в том числе осуществление строительства новых железнодорожных линий и автомобильных дорог с целью расширения возможностей для транспортировки грузов из районов Севера и арктических регионов Российской Федерации, например, железнодорожный коридор «Белкомур» - также является актуальным. Относительная транспортная труднодоступность и вытекающие из этого высокие издержки транспортировки - характерная общая черта многих северных территорий. Но в перспективе возможно преодоление транспортной изолированности восточных регионов в результате развития Северного морского пути, строительства железной дороги до Якутска и возможное продолжение ее до Магадана, и развития международных авиасообщений. При этом в условиях недостаточной транспортной доступности северные и арктические регионы должны иметь самые современные высокоскоростные средства электронной коммуникации. На наш взгляд, введение международных кроссполярных авиамаршрутов смогут стать мостом между Северо-Американским континентом и странами Юго-Восточной Азии.
Кроме того, это позволит сделать контакты между молодежью наших стран более частыми. Молодежные дискуссионные мероприятия по обсуждению актуальных вопросов Баренцева региона позволять значительно сблизить наши позиции по различным вопросам и ускорить их решение.
4. К числу приоритетных направлений также относится совершенствование рыбохозяйственного комплекса - развитие судостроительных и судоремонтных предприятий, перерабатывающих предприятий, разработка новых технологий рыбодобычи и переработки;
Развитие лесопромышленного комплекса, а его масштабная модернизация позволит качественно изменить структуру выпуска продукции, обеспечивая преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов.
Федеральная политика России в отношении северных регионов направлена на более полное и рациональное использование природных богатств Севера для обеспечения внутренних потребностей производства. И не следует забывать, что самый востребованный фактор производства это - трудовые ресурсы. Самое большое достояние и богатство любого государства это - человек.
Модернизация - это кардинальное преобразование существующей социально-экономической системы государства. В основе стратегии модернизации находятся природные ресурсы, инфраструктура, институты и человеческий капитал.
Вышеназванные задачи невозможно решить без совершенствования действующего законодательства, которое должно правовыми нормами способствовать сохранению и привлечению трудового потенциала на Север России.
Необходимость создания высокоразвитой социальной инфраструктуры объясняется тем, что по своей сути это является одной из форм социальных компенсаций за работу и проживание в северных условиях, поэтому уровень ее развития должен быть не ниже уровня, достигнутого в обжитых регионах страны. Развитость отраслей социальной сферы способствует сохранению трудовых ресурсов и непосредственно влияет на процесс привлечения кадров, специалистов, повышение рождаемости, определяет дальнейшее развитие Севера России.
Создание правовых и экономических условий, позволит преодолеть последствия глобального кризиса, несоответствие спроса и предложения на конкурентоспособную рабочую силу.
Это возможно при использовании механизмов государственно-частного партнерства, которые предполагают согласование интересов каждой из сторон, соединение финансовых сил государства и бизнеса при реализации инвестиционных проектов на Севере и в Арктике. При этом государство в лице федеральных и региональных органов власти участвуют в сооружении инфраструктурных объектов. И примеров такого сотрудничества в России достаточно.
В заключении следует отметить, что Север России становится неотъемлемой частью геосистемы «СЕВЕР». Именно поэтому Российская Федерация сосредоточивает свое внимание на дальнейшем развитии своих северных территорий и является активным участником международных проектов, способствующих экономическому и социальному развитию Севера и Арктики, Баренцева региона, сохраняя при этом свои законные национальные интересы.