Дедовщина как индикатор

Mar 31, 2010 20:40



Не так давно прочитал небольшую статью в «Итогах» под названием «Вечные салаги», посвященную извечной проблеме нашей армии - неуставным отношениям. Прочитав статью, я вспомнил один разговор, состоявшийся несколько месяцев назад, с одним из тех, кто, пройдя все тяготы и лишения армейской службы, смог не только адаптироваться к нормальной жизни, но и поступил на мехмат МГУ, закончил его с отличием и сейчас работает в крупной иностранной компании. Разговор этот был мной законспектирован для подготовки отдельной статьи, но вспомнил я о нем по названной причине только сейчас.


Сразу сообщу, что сам я закончил военную кафедру УГГУ и сейчас состою в звании старшего лейтенанта. Это два года теоретических и практических занятий в стенах родного ВУЗа, а также 3 месяца военных сборов с отсутствием неуставных отношений(почти весь состав был из студентов ВУЗов).

Попытаюсь воспроизвести рассказ дословно.

«Я долго думал над тем, почему люди, попав в известные условия могут фактически потерять человеческий облик и вести себя с себе подобными зверским образом», - говорил мой собеседник. «Факты обычной армейской жизни я могу перечислять десятками, и вот некоторые из них: нас заставляли собирать в день по 50 рублей на йогурты, беляши, сигареты, фрукты и пр. За невыполнение - нас «прокачивали» целую ночь, избивали, устраивали «подъем - отбой» до 20 раз подряд. «Прокачка» - это разного рода физические упражнения, которые могут повторятся до тех пор, когда вы не упадете без сил. Их не волновало, как мы будем доставать все эти вещи. И назвалось это на армейском сленге «замутить» или «родить». Нас заставляли подшивать дембелям подворотнички (в ночное время, естественно). За каждый «косяк» или неровный шов, нас избивали. Били по всем местам, кроме лица, дабы на утренней поверке командир не обнаружил синяков и ссадин. Нас заставляли бегать по плацу с 16 килограммовой гирей в руках до тех пор, пока ноги не превратятся в сплошную, истертую до крови, ссадину». Он называл еще такие вещи, как «лось музыкальный» (человек разбегается и бьется головой об стенку), «таблетку» (удар ребром ладони по кадыку), «бобы» (удар кулаком в лоб), «пробивание фанеры» (удар кулаком в грудь), «джамбу» (прыгание из положения приседа с силой вверх с руками, находящимися за головой), «сушить крокодила» (солдат фактически висел на кровати над спящим дембелем) и многое другое. Каждому призыву соответствовала строгая иерархия полномочий. «Духи» - унижены больше всех. «Слоны» («лимоны») - фактически смотрящие за «духами». Их избивали страшнее всех, так как считалось, что они за пол-года уже «притерлись и начинают наглеть». Далее следовали «черепа» («черпаки»). Их полномочия - следить за порядком и контролировать два младших призыва. Наконец, на вершине иерархической лестницы были «деды» (после выхода приказа они становились «дембелями»).  Это своего рода каста неприкосновенных, которые могли делать все, что им вздумается. И не дай бог, чтобы их потревожил хоть кто-то из «низших сословий». Офицеры же, а они были в части, на все смотрели «сквозь пальцы», уходили после 6 домой и оставляли часть в полное распоряжение старослужащих.

Такова картина службы в одной из российских частей, имевшая место в 2001-2003 годах, то есть совсем недавно, когда в армии, по заявлению больших чинов, активно «наводился порядок». Ужасающее зрелище, не правда ли?

Наконец, главное - рассуждения моего знакомого о причинах и методах борьбы с дедовщиной. «В обществе, где элемент колоссального неуважения к человеку невероятно силен, ничего не приходится ожидать от тех, кого это же общество делегирует «защищать» родину. Армия - это всего лишь небольшой срез общества, в котором наиболее ярко и концентрированно отражены все его проблемы. Нищета, грубость, невежество, алкоголизм, воровство, «показушность», жестокость - все это имеет корни в обычной жизни. Только после армии я начал задумываться, что, например, находясь в метро, меня окружают незнакомые мне люди, некоторые из которых были причастны к армейским зверствам или же будут к ним причастны. Когда я вижу радостных и пьяных дембелей, я понимаю, что большая часть из них приняла «правила игры», измывалась над молодыми  и пр. И у меня возникает чувство омерзения. Не гордости за нашего солдата, а омерзения. Я сам находился в жестком антагонизме с окружающей меня армейской средой. Я отказался подшивать дембелей, попрошайничать и пр. И избили не меня, но мой призыв. А они уже потом взялись за меня. Я 2 месяца лежал в госпитале. По большому счету, я могу честно признаться, что спас меня слух о том, что мой родственник занимает определенную должность в Генеральном штабе. Стали относится с опаской и в конце концов, сделали изгоем, «запретив» мне избивать солдат, вымогать у них деньги и пр., когда я стану дембелем. Вы понимаете весь абсурд и ужас ситуации?! То есть избивать других людей - это почетная привилегия и повод уважать человека?! Я был спортивным, сильным молодым человеком, не трусом, поэтому не раз собирал свой призыв и говорил: «Вы - здоровые, сильные лбы! Скажите «нет» и пусть кто-нибудь попробует нас обидеть. Встанем вместе и «порвем» этих товарищей». Куда там! «Надо подчиниться, потерпеть» - говорили мне.  И в то же время стал известен случай, когда 8 чеченцев - солдат держали в страхе всю часть, оберегали своих молодых солдат - «братьев» и стояли горой друг за друга и перед солдатами и перед офицерами. Почему у нас не так? Почему, когда бьют одного человека, остальные смотрят и жмутся по стенкам? Когда же выйдет из нас это рабское состояние?!» . Я спросил его, каким он видит выход из этой проблемы. «Спорт, образование и труд - это самое важное, что воспитывает человека и позволяет ему смело смотреть в будущее и решать возникающие проблемы. Институт сержантов, воспитанных в военных вузах,  будет крайне эффективен, если система отбора будет проработана досконально. И главный акцент необходимо делать на морально-волевые качества. Это нужно для того, чтобы человек смог «каленым железом» организовать «стадо», которое будет настроено по отношению к нему крайне враждебно. Нужен настоящий мужской характер на почве общей культуры. К сожалению, наша армия не делает из ребят мужчин,  скорее деморализует и в худшем случае - наносит непоправимый вред здоровью. Так складывается, что идти в армию должны уже сформировавшиеся мужчины, чтобы уметь ставить на место зарвавшихся юнцов»

На мой вопрос, что он вынес после службы в армии, он ответил: «Острое чувство несправедливости, которым насыщена наша жизнь. Я наконец-то посмотрел на наше общество другими глазами - глазами человека, который пострадал от его маленького «осколка», называемого армией. То есть, я могу сказать армии спасибо за ту «проверку на прочность», которую она мне дала. Я остался человеком и могу этим по праву гордится».

И последнее: я спросил моего собеседника: как от отнесется к тому, что его дети могут быть призваны в армию? «Как я могу относится к тому, что моего ребенка опустят в чан с дерьмом, и  я буду наблюдать целый год, как он будет там «вариться», выплывет или нет и пр. Пусть это звучит антипатриотично, но, пережив свой опыт, я не хотел бы его повторения для близких мне людей. Не та «цена вопроса», что бы  можно было так рисковать».

Прощу прощения за обширность этой публикации, но надеюсь, что вы выскажете мне свое мнение по ней, и она не пройдет мимо вашего внимания. Есть масса примеров успешной военной службы и мой статья не служит призывом: "Не служить". Но вопросы есть и их надо решать.
         Пишите, друзья.

P.S.: Я благодарен офицерскому составу военной кафедры за знания и навыки, которым они нас обучили. Военную подготовку должен пройти каждый!

офицеры, Россия, армия, молодежь, военная служба

Previous post Next post
Up