Насильственная украинизация русскоязычного населения Крыма остается одной из важнейших и животрепещущих тем сегодняшнего бытия крымчан и севастопольцев. Речь идет о будущем наших детей, их праве разговаривать и получать образование на родном языке. Идёт тотальное вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни Украины, и, что больше всего тревожит, - непосредственно из образования.
Знаю об этом не понаслышке. Итак, сентябрь 2011 года. Севастополь, новый учебный год.
Родители ведут первоклашек в школу. Первое сентября, звучит первый звонок. Празднично одетые ученики, счастливые родители заходят в школу. Начинается новая жизнь для маленьких граждан своей страны. И вот здесь начинается интересное.
Что же мы видим? Обычная школа в п. Андреевка. Организовываются два первых класса. Один с русским языком преподавания, другой - с украинским. Так требует министерство образования Украины: обязательное открытие учебных классов с "державною мовою навчання". Этакий патриотизм от идиотизма, - ну нет у нас желающих "навчатися тією мовою". Не изъявили родители желания. Казалось бы, всё, вопрос закрыт: экономим деньги и время учителей. Нет дальше будет ещё интереснее.
И вот "картина маслом", как говаривал небезизвестный герой.
В первом, русскоязычном, классе будет учиться 32 ученика. Во втором, украинском - должно было, согласно каких-то там рассчётов из гороно - 15. А нету... Детей нет для этого класса "на мове". Что же делать? Не открывать - нельзя: политика. Открывать? С кем? И вот, от безысходности, гениальный выход был найден. Поскольку в этот, злополучный класс, учеников не набиралось, туда были "откомандированны" дети из неблагополучных семей, представителей нерусских национальностей, которым всё равно, что и как учить, и дети с нетрадиционным восприятием окружающей действительности - дети "солнца". С задержкой в развитии. Итого - 8 (восемь) человек. Класс. Во всех смыслах слова - класс..
Друзья, а теперь представвьте уже другую картину, Не маслом. Пройдёт несколько лет, эти "ученики" подрастут, даже чему-то обучатся, и - выйдут в люди. Выйдут новыми, свежими УКРАИНЦАМИ. Не беда, что они будут неадекватно реагировать на окружающий мир, улыбаться небу, потому, что оно голубое, и радоваться потихоньку жизни, когда их будут кормить. Ведь ГЛАВНАЯ цель достигнута: выращено новое поколение укролюдей.
Грустно, господа. Грустно, паны. Но - правильно. По сути. Покоение холопов ведь нужно пополнять. Естественным путём, - размножением, их количество увеличить нужными темпами - долго во времени. И поставщиков генофонда быдла из спецефических районов крайнего севера крайнего запада Ненькы - явно недостаточно. А здесь - не особо хлопотно, но с гарантией, да ещё и за "державный кошт".
Мудрое решение...
А ведь Украина - русскоязычная страна. Помимо 11,6 млн. русских, своим родным языком русский считают 39% украинцев. По рапортам Минстатистики Украины в стране действует украинских и русскоязычных учебных заведений соответственно: в Львовской области - 1375 и 5, Хмельницкой - 1021 и 0; Тернопольской - 900 и 0; Ровенской - 762 и 0; Волынской - 824 и 1; Ивано-Франковской - 727 и 1, Винницкой - 1032 и 3; Житомирской - 885 и 3; Киевской - 752 и 1; Черкасской - 658 и 1. На Западной Украине такое снижение оправдать нельзя (там живет, свыше 300 тыс. русских), хотя можно объяснить. Но как объяснить положение с традиционно русскоязычными регионами, где происходит такое же катастрофическое сокращение школ с обучением на русском языке? Как объяснить, что в Киеве, где проживает 600 тыс. русских и 90% жителей говорит на русском языке, начиная с 1991 г. количество русскоязычных школ сократилось более чем в 7 раз? (Сейчас там только 5 русскоязычных школ, а было в 1990 г. - 155.
На Украине не осталось ни одного (!) вуза, имеющего официальный статус русскоязычного. Все вступительные экзамены в вузы идут, как правило, на государственном, т.е. украинском языке. Это заставляет родителей отдавать детей в украинские школы, де-факто нарушая их право на образование на родном языке. За государственный счет открываются бесплатные украинские гимназии, лицеи и курсы, облегчающие поступление в вузы. Аналогичные заведения с русским языком преподавания есть, но частные и платные.
Дискриминация детей по языковому признаку коснулась даже самых маленьких. Так, процент детей, имеющих возможность посещать русскоязычные сады, за последние годы сократился с 70% до 1%. Это особенно страшно: малышей лишают национальной идентичности с первых же лет сознательной жизни. Даже в неукраиноязычных школах нынешние дети начинают учить украинский язык в более раннем возрасте: на 2 года раньше, чем во времена Украинской ССР, а в условиях 12-летней школы - даже на 3 года раньше - фактически в детсадовском возрасте.Даже в неукраиноязычных школах нынешние дети начинают учить украинский язык в более раннем возрасте: на 2 года раньше, чем во времена Украинской ССР, а в условиях 12-летней школы - даже на 3 года раньше - фактически в детсадовском возрасте. Даже в неукраиноязычных школах нынешние дети начинают учить украинский язык в более раннем возрасте: на 2 года раньше, чем во времена Украинской ССР, а в условиях 12-летней школы - даже на 3 года раньше - фактически в детсадовском возрасте.
Для мира и согласия в обществе государственными языками должны быть язык народа и языки наиболее значительных языковых общин, его составляющих. Сейчас языком народа (родным и приемлемым для абсолютного большинства) является русский, а языком государства - украинский. Если бы государство было по сути рациональным, с трезво выстроенной идеологией, то в интересах народа не навязывало бы ему свою волю, в частности, насаждая язык меньшинства в качестве единственного государственного.
Решение проблемы возможно лишь при уважительном отношении государства к народу. Украина обязана ратифицировать и соблюдать Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, обязана признать русский язык как язык народа государственным, с правовым статусом не ниже украинского языка. Без создания условий, при которых русский язык не нужно будет защищать, не возможна консолидация общества и государства.
...Что ещё добавить... Государство, строящееся на подобных принципах и на таком фундаменте - недолговечно во времени, является больным по сути и перспектив развития, как самостоятельная единица в нынешнем сложном мире - НЕ ИМЕЕТ.