Пенсионная реформа на Украине

Feb 27, 2011 13:50

Сегодня начинаю цикл заметок о пенсионной реформе в нашей стране.

Чтобы не утомлять уважаемых посетителей моего блога обилием цифр и сравнений, - постараюсь излагать материал в доступной, "человеческой" форме. :)

Вначале, сегодня и завтра, - кратко расскажу о истории создания структур Пенсионного Фонда, его функциях и полномочиях. Так задумано: с целью понять, где и на каком этапе были допущены кардинальные ошибки, упущения, недоработки,  - в итоге, приведшие к краху всей пенсионной системы Украины.


 
(Нищий, скульптура. г. Челябинск.) Россияне, - у нас то же на улицах. Солидарность, братухи... :)

Итак, пожалуй, начнём.

1990 год. Создано Украинское республиканское отделение Пенсионного фонда СССР.

После обретения независимости, Украина унаследовала сформированную фактически полвека назад, солидарную пенсионную систему, которая финансово основывалась на распределении бюджетных средств в виде пенсий, ориентировалась на плановую модель экономики, преимущественно административное регулирование, и предусматривала много льгот и социальных гарантий, скорее всего присущих системе социальной помощи, чем собственно пенсионной.
Такая система в условиях рыночных изменений в экономике, сопровождаемых кризисными явлениями - падением производства, инфляцией, сокращением числа занятых в реальном секторе экономики, - сама стала испытывать кризис. Украина начала строить новую пенсионную систему, при этом, ещё находясь в составе СССР.

Затем, происходит калейдоскоп не поддающихся логике событий, которые, в итоге, - "валят" Союз, и приводят к образованию осколков т.н. "независимых" государств, оставшихся наедине со своими проблемами, но с невменяемой эйфорией в головах, - отностительно своего туманного будущего.

1992 год. Создан Пенсионный фонд Украины с управлениями в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 28 января 1992 года № 39 на базе Украинского республиканского отделения Пенсионного фонда СССР был создан Пенсионный фонд Украины, а на базе филиалов отделения - управления в Автономной Республике Крым, областях и городе Киеве. Этим правительственным постановлением был утвержден первый состав правления Пенсионного фонда и Положение о Фонде, на основании которого он действовал до июня 1994 года.

Был установлен тариф отчислений на социальное страхование на уровне 61% от фонда оплаты труда для хозрасчетных предприятий и 37% для бюджетных организаций.
ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ НЕУДАЧНЫЙ ШАГ. Большой процент отчислений лёг нелёгким грузом на практически неработающие предприятия, и вынудил их сократить или не повышать заработную плату, что, в итоге, привело, соответственно, и к низкому поступлению денег в Фонд. Но время пока терпело: всё-таки, ещё что-то работало на то время, да и административные методы переброса денег со счёта на счёт в банке ещё действовали. Можно было запросто не купить средство производства, но взять оттуда деньги "на пенсию".

1994 год. Утверждено новое Положение о Пенсионном фонде Украины, созданы районные и городские отделения Пенсионного фонда.

В постановлении Кабинета Министров Украины от 1 июня 1994 года № 345 был установлен статус Пенсионного фонда, как центрального органа исполнительной власти, соответственно, - служебных и должностных лиц Пенсионного фонда Украины и его органов - как государственных служащих. Согласно этому Положению созданы отделения Пенсионного фонда в районах, городах и районах в городах. Таким образом была создана вертикальная структура управления пенсионной системой, полностью отвечавшая административно-территориальному устройству государства.

1995 год. Законодательно закреплена обязательная регистрация плательщиков страховых взносов в органах Пенсионного фонда.

С середины 90-х годов началась компьютеризация органов Фонда, в частности внедрен автоматизированный учет поступления страховых взносов, прием соответствующей отчетности, а со временем - сложные программные комплексы.

Этот период обозначился также множественными проблемами как внутри пенсионной системы, так и за ее пределами. Глубокий и затяжной экономический кризис существенно подорвал и деформировал финансовую базу пенсионной системы. Распространились неплатежи в Пенсионный фонд. Бременем для пенсионного бюджета стали и социальные выплаты, которые по своей природе могут осуществляться за счет бюджетных средств - помощь на детей, доплаты на уход за инвалидами и др.
ЭТО БЫЛ ВТОРОЙ НЕУДАЧНЫЙ ШАГ: увязка столь немалых сумм не с банковской системой, аккумулирующей пенсионные средства на специальных счетах, а выплата напрямую - через бюджет. Забегая вперёд, скажу, что эта системная ошибка будет повторяться и в дальнейшем. Вследствие этих факторов в 1995 - 1996 годах стала возникать задолженность по выплате пенсий.

Пожалуй, на сегодня хватит. Выходной, всё же. :) Занимайтесь домашними делами, гуляйте, интернетствуйте, и т.п. :))

Завтра, закончим, думаю - с историей. Затем приступим, непосредственно, к аналитике. А там есть от чего впасть в уныние.

Но, - будем оптимистами: она должна не "долго мучится и помрёть молодой".
Я - о пенсионной системе. А вы о чём подумали? :)

Власть и народ, Жизненное., Пенсионная реформа, Мы

Previous post Next post
Up