небо над храмом
Вокруг креста толпа стояла,
И грубый смех звучал порой…
Слепая чернь не понимала,
Кого насмешливо пятнала Своей безсильною враждой.
Что сделал Он?
За что на муку Он осуждён, как раб, как тать,
И кто дерзнул безумно руку
На Бога своего поднять?
Он в мир вошёл с святой любовью,
Учил, молился и страдал,
- И мир Его невинной кровью Себя навеки запятнал…
С.Я. Надсон
Всё во власти Христа - от момента Его спокойного приветствия толпы, которая пришла арестовать Его и отступила назад в страхе, когда Он спросил: «Кого ищете?», до момента предания духа Отцу Духом Святым
Крест воздвигается над миром - не знамя покорности перед злом, а знамя победы. Крест - уже не позорный столб, не древо унижения, на котором висит Тот, Кто разделил участь разбойников. Смерть Христа - на Кресте, но эта смерть - явление Божественной самоотдающей любви и победоносное возвращение к Отцу, Который послал Его спасти мир. Его последнее «совершилось» - возглас торжества, преобразующий Крест в Престол Божий.
Всё во власти Христа - от момента Его спокойного приветствия толпы, которая пришла арестовать Его и отступила назад в страхе, когда Он спросил: «Кого ищете?» (а раньше Он говорил им: Будете искать Меня, и не найдете, и где буду Я, туда вы не можете придти), до момента предания духа Отцу Духом Святым.
Перед лицом Пилата Он - истинный Судия. Власть, которую имеет Пилат, дана ему Богом, и, уступая требованиям толпы, он безсознательно исполняет Божественную волю и произносит слова, предписанные ему свыше: Се, Человек; Се, Царь ваш (Ин. 19, 5, 14). И невольно пророчествует Каиафа: Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 50). «Посреди совещавающихся стоял Совещаваем…» И на Кресте открылось торжество Божественного безумия над человеческой мудростью и Божественной немощи над человеческой силой.
Пастырь добрый душу свою полагает за овцы, которым угрожают воры и волки. И пшеничное зерно, если не умрёт, не может принести плода. Эти последние слова о тайне Божественного сеяния относятся и к Церкви, потому что кровь мучеников - тоже семя Церкви. То, что мир видит как поражение, на самом деле - победа, и то, что мир видит как конец надежд, на самом деле - начало восхождения в славу.
Христос не пришёл, чтобы дать нам жизнь веры, которая защищена против всех трудностей, всех страданий и сомнений, - такая жизнь не была бы следованием за Христом. Он пришёл, чтобы дать нам Крест. Мы, грешники, должны умереть за наши грехи. Но в то же время нам дано знать, что наша смерть сокрыта в смерти Христа и что Его смертью будет приведена она к воскресению, так что горечь её уже сейчас становится блаженством.
Страшные испытания даются нам сегодня.
Для чего Господь попускает их?
Для того чтобы мы стали по-настоящему сильными, чтобы узнали, что вся наша сила - в вере в силу Животворящего Креста, которая означает верность Ему.
Что только прикосновением ко Кресту может ожить полумёртвая наша Россия и воскреснуть распадом охваченный мир.
Протоиерей
Александр Шаргунов