Был у этого чудесного танкиста один недостаток и очень не простой.
Рейд под водой
Иван Горбунов был лучшим механиком-водителем в нашем подразделении.
На поле боя он ловко ускользал от вражеских снарядов и нагонял гитлеровцев, как бы они ни старались убежать.
Был у этого чудесного танкиста один недостаток: он очень боялся авиационной бомбардировки.
Дошло до того, что комсомольца Горбунова чуть не отдали под суд.
Мне об этом сообщили и спросили совета. Что можно было посоветовать? Вызвать парня и сказать ему: «Ты трус» - мало.
И это дела не изменит. Сказать: «Советский воин не должен бояться» - общие слова...
Решил отучить Горбунова от самолетобоязни личным примером.
Я сам начал выходить с ним в бой.
Сначала, как только в небе появлялись самолеты противника, молодой механик-водитель начинал нервничать, а когда они снижались, шли бреющим полетом, он даже пытался выскочить из машины.
Я его задерживал, приказывал вести танк вперед. Так повторялось несколько раз, пока Горбунов не преодолел наконец страх.
Больше того, во время одной интенсивной бомбардировки и сильного артиллерийского обстрела комсомолец спас своего командира роты и вывел пылающую машину с поля боя. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.
Мы шли все вперед и вперед. Разгромленный противник откатывался к Днепру. На помощь нашей пехоте, наступавшей к северу от Киева, спешили танковые соединения, которые получили приказ немедленно выйти в район Пуховки. Но на пути встала серьезная преграда - Десна - широкая в этой местности река с неровным руслом и быстрым течением. Чтобы ее форсировать, нужны большие паромы или мосты. Как быть? Построить переправу? Это займет много времени. Были бы наши танки плавающими - другое дело. Водный рубеж - их стихия. Но наши средние машины для этого не были приспособлены.
На берегу собралось несколько десятков опытных танкистов - старших офицеров, командиров частей, инженеров, техников, механиков-водителей. Возникало много идей, но каждая из них тут же отвергалась.
- Разрешите? - вдруг послышался знакомый мне голос.
Вспыхнули огни фонариков. Десятки лучей осветили смущенного танкиста. Это был Иван Горбунов.
Он предложил форсировать Десну вброд, по дну реки...
- Товарищ сержант, это вам не гайку привинтить, - сделал ему замечание один из офицеров.
Кто-то засмеялся.
К комсомольцу подошел генерал. Он пристально взглянул на него и попросил детальнее изложить свой план форсирования Десны.
- План? Плана у меня нет, товарищ генерал... Но мне кажется, - робко заявил Горбунов, - что можно найти брод и своим ходом пройти по нему.
Генералу понравилась идея, но он и виду не подал. Только спросил:
- Первым пойдете?
- Конечно. Пойду, товарищ генерал. Разрешите...
- Не утонете?
- Думаю, что нет, товарищ генерал.
Тот кивнул головой - дал согласие.
Иван Горбунов и Семен Кривенко, сняв с себя одежду, вошли в холодную воду. Они переплыли Десну, то и дело опускаясь на дно и пробуя его ногами, и пришли к выводу: реку надо форсировать не по прямой, а под углом, по пути обходить ямы и глубокие места.
Комсомольцы вышли на несколько минут на берег, обогрелись и снова пошли в воду. На этот раз они обозначили вехами обнаруженный ими брод.
Прошло еще минут двадцать. Горбунов доложил:
- Брод найден, товарищ генерал. Разрешите пройти на танке?
- Хорошо, - согласился командир корпуса.
К реке подошел танк и остановился. Бойцы экипажа быстро подготовили машину к форсированию реки: насколько это возможно было в той обстановке, постарались закрыть все щели в танке, а башню и моторную группу накрыли брезентом. Несмотря на сильный холод (был конец октября), танкисты сбросили с себя одежду и, оставшись в одних трусах, заняли свои места.
- Счастливо, вперед! - скомандовал генерал.
Машина медленно пошла вниз, сползла в воду. Огни фар легковой автомашины осветили черный, как смола, бурлящий круг на реке. Ширина Десны в этом месте достигала двухсот метров. Танк Горбунова быстро исчез. Неужели машина погибнет вместе с ее отважным экипажем?
Нет! План молодого механика-водителя был реальным. Комсомолец хорошо продумал все, прежде чем решил высказать свою мысль.
Горбунов вел машину вслепую. Сверху, с башни, стоя в воде, наблюдал командир танка и по вехам определял направление.
- Правее, правее, товарищ сержант. Куда полез?..
Вода проникала в машину, поднималась до сиденья и выше, просачивалась в силовое отделение, но мощный вентилятор выдувал ее вон.
Все тревожно поглядывали на часы. Прошло несколько минут, и на противоположном берегу замигал огонек. Он описал два условных круга: «Водную преграду преодолели».
Офицеры, окружавшие генерала, облегченно вздохнули. Раздались одобрительные возгласы:
- Молодцы!
Генерал щелкнул портсигаром, закурил. Для него наступил ответственный момент: он должен решить, может ли весь корпус пойти по пути смелого танкиста. Ведь речь идет не об одной машине, о жизни не одного экипажа, а о сотнях танков, о жизни многих людей.
Комкор прекрасно знал своих людей и технику, которой они владели.
Он понимал: там, где пройдет один советский воин, пройдет целая армия, там, где прошел один танк, пройдет весь танковый корпус.
- По ма-ши-нам!
К рассвету танкисты без единой аварии форсировали реку и вышли на новые исходные позиции.