В связи с переходом Российской Федерации на "зимнее" время, возникла необходимость перепрограммирования приборов учета электроэнергии, которые производят раздельный учет потребленной энергии в зависимости от времени суток.
Поскольку стал возникать вопрос, за чей счет будет производиться перепрограммирование приборов учета, ФАС России подготовил официальное письмо от 24 октября 2014 г. N АГ/43256/14, согласно которому:
"...перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы."
Оригинал взят у
kalenov в
postФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 24 октября 2014 г. N АГ/43256/14
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИНЯТИЮ МЕР АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ В СЛУЧАЕ
ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ ПРИБОРОВ УЧЕТА
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", с 26 октября 2014 года возникает необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии.
Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии - двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.
До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день - с 7.00 до 23.00 и ночь - с 23.00 до 7.00. Однако теперь, когда перевод часов отменен, счетчики учитывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
Решением данной проблемы является перепрограммирование счетчиков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска остановленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, также возлагается на собственника такого прибора учета.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Таким образом, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Исходя из приведенных норм законодательства, действия гарантирующих поставщиков по навязыванию потребителям платы за перепрограммирование приборов учета электрической энергии могут содержать в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, прошу использовать данную позицию при рассмотрении территориальными органами ФАС России соответствующих заявлений.
Дополнительно сообщаем, в качестве примера применения мер антимонопольного реагирования можно использовать информационное письмо Московского УФАС России в адрес гарантирующих поставщиков электрической энергии (электронный адрес в сети "Интернет" -
http://moscow.fas.gov.ru/page/11667).
Письмо Управления ФАС по г.Москве.
Информационное письмо Московского УФАС России гарантирующим поставщикам электрической энергии
ОАО «Мосэнергосбыт»
ул. Вавилова, д. 9, г. Москва, 117312
ООО «Энергосбытхолдинг»
ул. Большая Сухаревская, 9, офис 32, г. Москва, 105062
ОАО «Оборонэнергосбыт»
Воронцовский переулок, д.2, стр. 1, офис 516, г. Москва, 109044
МУП «Троицкая электросеть»
ул.Лесная, д.6, г. Троицк, г. Москва, 142190
Информационное письмо
В соответствии с вступлением в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени», 26 октября 2014 года в 2 часа 00 минут время на всей территории Российской Федерации будет переведено на 1 час назад, в связи с чем возникает необходимость перепрограммирования приборов учета электрической энергии
Вступление в законную силу Федерального закона от 21.07.2014 № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» привело к возникновению некоторых затруднений в отдельных сферах экономики. Одно из них - учет электроэнергии. Проблема коснулась тех потребителей (граждан и юридических лиц), которые для учета электроэнергии используют многотарифные приборы учета.
Самые распространенные среди приборов учета электроэнергии - двухтарифные. Их особенность заключается в том, что они производят раздельный учет электроэнергии по дневному (высокому) и ночному (низкому) тарифам.
До настоящего момента все двухтарифные электросчетчики были автоматически запрограммированы разделять сутки на две тарифные зоны: день - с 7.00 до 23.00 и ночь - с 23.00 до 7.00. Однако теперь, когда перевод часов отменен, счетчики учитывают электроэнергию неправильно и, следовательно, полученные данные некорректны.
Решением данной проблемы является перепрограммирование счетчиков электроэнергии.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из вариантов цены (тарифа): одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочный или трехставочный).
Согласно пункту 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), если иное не установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), покупатели оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам за потребленный объем электрической энергии (мощности).
Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене, так же возлагается на собственника такого прибора учета.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность потребителя по перепрограммированию приборов учета электрической энергии. При этом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа.
Учитывая вышеизложенное, Московское УФАС России отмечает, что перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей, путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы.
Указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей.
Аналогичные действия гарантирующих поставщиков по перепрограммированию приборов учета осуществлялись в 2011 году. Примером может служить «Программа безвозмездного перепрограммирования приборов учета» ОАО «Мосэнергосбыт», которая реализовывалась с 30 июня 2011 года после подписания Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым Федерального закона от 30.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени».
Кроме того, Московское УФАС России рекомендует в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, а также во избежание возможных споров между гарантирующим поставщиком и потребителем, при перепрограммировании приборов учета, составлять с участием абонента акты осмотра приборов учета с фиксацией показаний приборов учета до и после перепрограммирования.
Исполняющий обязанности
заместителя руководителя О. С. Корнеев
Опубликовано на страницах проекта
ДОМ-и-ДВОР.рф / dom-i-dvor.info