Сначала небольшой экскурс в историю вопроса.
В начале 2000-х годов в Москве была создана система ЕИРЦ - Единых информационно-расчетных центров. В добровольно-принудительном порядке на сегодняшний день систему ЕИРЦ использует подавляющее число управляющих организаций Москвы. Сама система расчетов была построена на основе Банка Москвы, как банка, подконтрольного Правительству Москвы.
Изначальную законность функционирования системы ЕИРЦ рассматривать не буду, т.к. сегодня это не имеет значения. Но вот с 2005 года, когда в действие вступил новый Жилищный кодекс РФ, и по сегодняшний день в деятельности ЕИРЦ есть существенный момент, противоречащий новому ЖК РФ. Заключается он в следующем.
Согласно ЖК РФ п.7 статьи 155. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса. (Исключения касаются платежей напрямую ресурсоснабжающей организации и уплаты взносов на капитальный ремонт и не имеют отношения к вопросу, рассматриваемому в данном материале).
В Едином платежном документе (ЕПД), выставленном потребителю коммунальных услуг ЕИРЦ, указан счет №40911…, открытый в Банке Москвы (это может проверить любой житель, взглянув на свой ЕПД). Но это не счет, принадлежащий управляющей компании. В соответствии с вступившим силу с 01.01.2013 Положением Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» счет 40911… является внутренним счетом кредитной организации для учета наличных денежных средств, принятых от физических лиц без открытия банковского счета в целях осуществления перевода, а совсем не расчетным счетом управляющей организации. Другими словами, это такой технический транзитный счет, который используют банки для отражения денежных средств, которые должны быть направлены в другие банки по реквизитам получателей средств, указанным в платежных документах. В итоге, оплата за жилищные и коммунальные в той сумме, которая указана в платежном документе, поступает непосредственно Банку Москвы, и счетом 40911…, куда падают все денежки, распоряжается только Банк Москвы. Таким образом, использование в платежном документе вместо расчетного счета управляющей организации некоего транзитного счета 40911…, который по факту является внутренним банковским счетом, противоречит Жилищному кодексу РФ.
Это же подтвердил в те годы и Минрегион в своем письме от 2 мая 2007 г. N 8167-ЮТ/07:
«…Указание в платежном документе номеров банковских счетов или номеров "транзитных счетов" иных лиц (в том числе расчетно-кассовых, информационно-расчетных, информационно-аналитических, вычислительных и иных подобных центров) законодательством Российской Федерации не предусмотрено…».
Это первый момент. Но есть еще и другой.
По сегодняшний день в расчетах за ЖКУ используется следующая схема. Любой житель Москвы оплачивает по платежному документу в адрес управляющей организации, например, 1000 рублей. Комиссию банка, через который производится платеж (любой банк, не обязательно Банка Москвы), житель оплачивает дополнительно (до 3%), сверх этой тысячи рублей. И управляющая организация вроде бы должна получить себе уже на расчетный счет именно 1000 рублей. Но она получает только 990 рублей на свой счет, потому что 1% оставляет себе Банк Москвы за «расщепление». Т.е. Банк Москвы перечисляет управляющей организации и поставщикам коммунальных ресурсов средства жителей, удерживая себе 1% за услуги «расщепление платежа».
Так вот, с 1 января 2014 года ситуация в законодательстве кардинально меняется. И эти изменения ударят по системе ЕИРЦ Москвы.
Согласно Указанию Банка России от 26.09.2012 N 2883-У «Об особенностях ведения бухгалтерского учета отдельных операций», установлено, что допускается корреспонденция счета 40911 с банковскими счетами клиентов, в том числе корреспондентскими счетами (корреспондентскими субсчетами) других кредитных организаций (их филиалов) только до 31 декабря 2013 года. А с 1 января 2014 года все банки, в том числе и Банк Москвы, обязаны обеспечить использование счет 40911… в строгом соответствии с Положением Банка России № 385-П, т.е. без зачисления туда всех денежных средств, поступающих в адрес управляющих организаций через другие банки.
И более того, согласно Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», вознаграждение кредитной организации не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств (п.10 ст.8).
Последствия этого для системы ЕИРЦ и для Банка Москвы весьма серьезные. Правительству Москвы придется изменить информацию, вносимую в Единый платежный документ (ЕПД), и внести туда расчетный счет управляющей организации и именно на него зачислять все денежные средства от жителей без всяких транзитных счетов. Причем комиссию Банк Москвы теперь удержать не сможет, он сможет ее только потом потребовать от управляющих и ресурсоснабжающих организаций. И зачисляться туда должны будут все перечисляемые средства, включая оплату коммунальных услуг, т.е. операция «расщепление» должна быть исключена из сегодняшней схемы.
Подтверждением этого являются судорожные попытки Банка Москвы внести изменения в федеральное законодательство. Иначе вся выстроенная в Москве система прохождения платежей за жилищные и коммунальные услуги даст сбой, все деньги будут зачисляться управляющим организациям, а Банк Москвы лишится практически бесплатных пассивов в виде остатков на «транзитных» счетах.
Вопрос остается открытым:
пойдет ли Правительство Москвы и Банк Москвы на нарушение законодательства в угоду выстроенной системы ЕИРЦ?
Об этом мы узнаем сразу после 1 января 2014 года.
Опубликовано на страницах проекта
ДОМ-и-ДВОР.рф / dom-i-dvor.info