Хулиганы и медиабизнес

Jul 13, 2012 14:06


Дорога ложка к обеду. Хотел высказаться по поводу "КоммерсантЪ-ТВ" после закрытия телеканала, но не успел. Теперь покинул свой пост главный редактор "КоммерсантЪ-ФМ" Дмитрий Солопов, на одну историю наложилась другая  и все смешалось. Лишний раз убедился, что нельзя откладывать дела на потом. Но высказаться хочется.

Дмитрий Солопов - очень симпатичный и толковый человек. Я с ним познакомился пару лет назад, когда он начал создавать радиостанцию в "Коммерсанте". Он вальяжный, небритый, легко идет  на контакт и также легко фильтрует мудаков. Он ведет себя аккуратно, но свободно, не прикидывается  интеллектуалом и виртуозно владеет ненормативной лексикой, не стесняется употреблять слова "жопа" при дамах. Короче, он мне нравится.

Месяц назад я прочитал книгу "Хулиганы в бизнесе". Книга о том, как три парня: 
- Даниил Купсин - предприниматель. Бывший генеральный директор управляющей компании «Объединенные медиа»;
- Егор Альтман - предприниматель. Бывший первый заместитель генерального директора управляющей компании «Объединенные медиа», основатель и совладелец рекламного агентства «Идальго»;
- Дмитрий Солопов - главный редактор радиостанции «Коммерсант FM», совладелец рекламного агентства «Идальго», - создали первую радиостанцию деловых новостей Бизнес-ФМ. 
Книга  интересная, почти откровенная, и я ее всем начинающим медиа-менеждерам. После прочтения книги я понял, что Солопов в нашем деле - крутой.

Первое, по поводу его ухода с радиостанции. Это политика или нет? Абсолютная политика - это его реакция на новые правила игры, которые стали навязываться ИД "Коммерсанту" примерно осенью 2011 года. Солопов - не революционер, не борец за свободу, не демшиза и даже не либераст, но он - человек самодостаточный, отвязанный, с трудом идет на компромиссы, особенно когда считает эти компромиссы дурацкими, а тех, кто их навязывает, мудаками. На него давили несколько месяцев, он терпел, потом терпение закончилось.

Уверен, никаких политических заявлений он делать не будет, срывать маски тоже. Он давно, я так понял,  считает себя не журналистом, а менеджером, столкнувшись с такими же холодными менеджерами, пришедшими в "Коммерс", Солопов предпочел уйти от открытой войны.

Умрет ли созданная им радиостанция? Мне кажется, что нет, потому что радио "Коммерсанта" - удачный продукт, приносящий прибыль. Убивать эту радиостанцию - верх глупости даже для холодных менеджеров. 
Совсем другая история с "КоммерсантЪ-ТВ".

Вторая часть моего текста адресована сугубо профессиональной тусовке в качестве продолжения дискуссии о "гребаной цепочке" отставок в российских медиа.

Я уже писал, что Дмитрий Солопов создал отличную радиостанцию "Бизнес-ФМ". Это подробно расписано в толковой и полезной книге "Хулиганы в бизнесе". Я точно знаю, что Солопов может создать сейчас любую радиостанцию. До этого он с партнером сделал известное рекламное агентство "Идальго". Не сомневаюсь, он может создать еще несколько успешных рекламных агентств. Означает ли это, что Солопов безусловный эксперт в создании телеканалов? Нет, конечно. 
В той же книге "Хулиганы в бизнесе" парни честно рассказывают о том, что у них не получилось - почему умерла газета, что с сайтом и почему не сделали ТВ.

Солопов надеялся исправить не повторить эти ошибки в "Коммерсанте". Не получилось. 
Популярные идеи про конвергентные редакции, когда один журналист и пишет, и снимает, и фотографирует и может даже спеть, играют с редакциями злую шутку. Вроде,  все сделано по законам новых медиа, а не работает.

Я называют это проклятием интернета.

Стремительное развитие технологий резко снижает порог входа на тот или иной сегмент медийного пространства. Не надо вкладывать в железо миллионы, достаточно десятков тысяч.

Придумали, казалось, удачный формат для ТВ: статичные картинки (из фотослужбы ИД "КоммерсантЪ"), новости газеты и голоса радио. И классный слоган - "Смотри, не слушая, слушай - не смотря".

Я решил, что это недоразумение или сделано специально для раскачки, но проходил месяц за месяцем, но ничего в эфире "КоммерсантЪ-ТВ" не менялось. Не появились ведущие, с которыми хочется поговорить и которых хочется послушать, не появились программы, которые можно было порекомендовать друзьям.

При всей универсальности новых медиа остаются серьезные жанровые отличия между радио и ТВ, между ТВ и газетой и информационным сайтом. Не достаточно только транслировать деловые новости, делать видео-дайджест газеты. Законы восприятия аудиовизуальной  информации никто не отменял, даже если вы смотрите видео на компьютере, а не по телевизору. Никто не отменял необходимость вкладываться в людей на ТВ - рассказчиков, которых иногда просто хочется послушать, невзирая на то, что они рассказывают. Мучительная проблема актуальных телеформатов не решается радикальным их отрицание и переносом интернет подачи на ТВ.  Ничего этого сделано не было.

Итог - у канала не появилась критическая масса зрителей, которая бы потянула за собой рекламодателя. На конкурентный  рынок делового ТВ нельзя выходить с полуфабрикатом. Поэтому "холодные менеджеры" предпочли при прочих равных условиях  просто убить канал, который не приносил ни славы, ни денег.

Возможно, со временем "КоммерсантЪ-ТВ" изменился бы, но у владельцев не хватило терпения в ситуации растущих политических рисков.

Хулиганы в бизнесе могут добиться больших успехов, хулиганство как синоним бесстрашия - одно из условий успешного предпринимательства. Одно из условий, но не исключительное.

PS. Дима, в любом случае тебе - респект и уважуха.        
Previous post Next post
Up