Грешница и "Вишневый сад"

Jan 30, 2025 16:40





Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Русский музей



Первое большое полотно Генриха Семирадского «Грешница» (1873) имеет некоторое отношение к «Вишневому саду». Оно является иллюстрацией к поэме А.К. Толстого «Грешница» (1858): Иисус одним взглядом заставляет раскаяться богатую куртизанку. Стихотворение Толстого было чрезвычайно популярно, и Чехов вкладывает его в уста Начальника станции, он пытается прочесть это стихотворение на балу в третьем акте. Разумеется, Чехов иронизирует, из пафосной, эстетически противостоящей всему чеховскому «Грешницы» делая объект пародии. Нравственная, долгая проповедь от безымянного Начальника станции едва ли уместна в среде разгоряченных вальсирующих филистеров. Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном.
И вместе с тем раскрытие сюжета в стихотворении и в картине Семирадского дает важную мизансцену. Как всегда, комедийные пародийные приемы формируют в драматургии Антона Чехова трагическую интонацию. Вроде как пародия, пошлость, но «Грешница» дает понимание того, как используется мотив неуместного бала в ситуации продажи вишневого сада. От взгляда блаженного Иисуса падает бокал вина из рук грешницы, прерывается сладкий пир, по телу проходит столбняк, заморозок. Вот это типичная для Чехова ситуация прерванного пира, отменненого праздника: для грешницы Раневской (сестру Гаев называет за глаза «порочной») факт продажи имения - немая мертвая сцена, обморожение, паралич. Пир, карнавал язычников, который дышит смертью, кроме всего прочего, это типичная ситуация для картин Семирадского («Оргия времен Тиберия на острове Капри», «Светочи христианства», «Римская оргия блестящих времен цесаризма»). Потеря «Вишневого сада» сопряжена для Раневской с чувством вины, исполненного закона расплаты.

Previous post Next post
Up