"Суд" по прозе Владимира Тендрякова

Nov 26, 2024 14:45


Поразительный фильм «Суд» 1962 года (режиссеры Владимир Скуйбин и Аида Манасарова). В нем заметна оттепельная интонация. Суд - дело страшное. И все заинтересованные, включая судопроизводство, смертельно боятся совершить ошибку. Только что пережито время репрессий, и безвинное осуждение воспринимается как катастрофа, слом личности, нарушение человеческого закона.

На охоте случайно убили человека. Установить вину сложно. И она здесь так и не устанавливается. Даже отец убитого никого не виноватит. Виноваты все и никто конкретно. Человека щадят, боятся невинно осудить. Боятся пролить лишнюю кровь, ведь и так ее пролито немало. Человек опять ценность.

Но сюжет Владимира Тендрякова уходит в глубину, в параллельное пространство. Убеждения людей основаны на скрипучем и неотменимом механизме совестливости. Дело не в институте суда, а дело в персональном суде человека над собой. Есть преступления, которые не фиксируются кодексом. Есть самонаказание и безотчетное чувство вины. Советский сюжет обрастает духовным пространством Достоевского: мукой существования, нравственным ростом, самоосуждением и самонаказанием. У Тендрякова такой же, как у Достоевского, интерес к человеку в экзистенциальной ситуации преступления, преодоления черты. Все это блестяще играет Николай Крючков - простой немудрящий охотник, задним неловким мужичьим умом понимающий, что жить легко с виной в сердце не получится. Болезнь совести оказывается как бы коллективным бессознательным целого поколения. Конкретная ситуация становится универсальным ключом к эпохе 1960х.

Владимир Тендряков - забытый советский прозаик, чье имя должно стоять в одном ряду с Астафьевым, Шукшиным и Распутиным, но пока не стоит. А вспоминать стоит. Все же проза Тендрякова вызвала два крупных явления послевоенного театра: спектакль Товстоногова «Три мешка сорной пшеницы» и спектакль Ефремова «Без креста».





Previous post Next post
Up