Oct 22, 2024 16:53
Писал несколько раз о книге Дмитрия Марьина о Шукшине. И вот ещё сюжет. Барнаульский филолог, анализируя ряд текстов, приходит к выводу: для Шукшина дар, творческая одаренность всегда связана с бесовской силой. Фантазия разбужена дьяволом. Это не божественное вмешательство, а наваждение. Это бесы водят хоровод.
Мысль гоголевская, но это мысль позднего Гоголя, который поначалу колеблется между божественной и сатанинской природой смеха, творческого акта и только затем, в припадке самоотрицания и аскезы, приходит к мысли о творчестве как дьявольщине.
Но в советском мире Бога быть не может. Атеистическое материалистическое мышление всецело отрицает божественное, одухотворённое происхождение творчества.
Атеизм может изгнать бога, но объяснить природу творческого акта материализм не может в принципе. Как рождается фантазия, как действует бессознательное, как зарождается сновидение, если бога нет? В самом деле: как материалистически объяснит тайну творчества, вдохновение, прозрение? Может ли быть творчество исключительно рациональным актом?
Опыт Шукшина доказывает: дьявол автоматически приходит на место пустоты, откуда бога изгнали. Точно так же булгаковская Москва - территория Воланда, потому что это Третий Рим, из которого изгнан Иешуа. И в праздник Первомая пробуждается Вальпургиева ночь.