24 признака графомании. Обновление

Mar 13, 2014 09:24

Когда-то я сформулировал 20 признаков графомании в драматургии. Поскольку по-прежнему читаю 2-3 пьесы в день, то постоянно думаю про эту проблему. И появляются новые признаки. Вот обновил теперь список. Самое главное - воспринимать это как шутку. А то часто звонят оскорбленные писатели из Союза писателей, которые утверждают, что есть только один признак графомании - это отсутствие членства в Союзе писателей.

Внимание! Воспринимать как шутку. У каждого правила есть сотни исключений. Графоманской оказывается пьеса, в которой сочетаются сразу нескольких пунктов, больше двух. Но в любом случае я пьесу беру в руки и читаю. Хотя бы первые 10 страниц...

1. Избыточное, режущее глаз формАтирОвание.
2. У пьесы есть титульный лист, где название пьесы написано 72-м кеглем, и рядом какое-то красивое оформление титула: рюшечки, рамочки, рисунки.
3. В тексте более, чем 100 000 знаков (с пробелами).
4. Автор - член Союза писателей и прочих подобных союзов.
5. С первой страницы герои начинают говорить весело, бодренько, репризами. Отвечают друг другу хлестко, задорно, ежесекундно каламбурят, словно готовились к диалогу часами, оттачивая стиль.
6. Пьеса написана в стихах. Этот пункт действует, наверняка, особенно, когда зарифмованы "нелирические" слова: "колбаса", "телевизор", "градусник", одним словом, бытовуха.
7. Пьеса начинается с застолья, первый акт посвящен суетливому ожиданию гостей, перечислению яств и приборов, костюмов и причесок, разблюдовке и чуть позже диалогам "передайте соль - пожалуйста - вам тоже?". 100 % закончится слезами в салате и пьяным дебошем с кровищей на белой скатерти. Это - самый популярный жанр русской пьесы, называется: "блевотина в хрустале".
8. Драматург присылает на конкурс или по мейлу сразу все свои 28 комедий. К ним прикладывается огромное досье с перечислением регалий и дипломов по литературе, полученных в школе.
9. В списке действующих лиц присутствуют: Поэт, Драматург, Автор, Художник, Муза, Фотограф, Сатана, Бог, Некто в белых/черных/красных одеждах, аллегорические персонажи: Смерть, Любовь, Зависть, Страх.
10. Ремарки, объясняющие актеру способ его поведения на сцене. Пример. Виктор. (сжимая кулаки и брызжа слюной) Ты просто подонок! (подходя к Николаю вплотную, плачет, утирая слезы рукавом, который тут же становится мокрым) Я так доверял тебе... (падает на колени, стенает)
11. Драматург - эмигрант, разлученный с театральной практикой российского театра. Не может состояться драматург сегодня, не знающий, как выглядит современный театр.
12. Пьесы об Айседоре Дункан и Сергее Есенине. Пьесы о Моцарте и Сальери. Пьесы о Сальвадоре Дали и Гала. И проч.
13. Пьесы, написанные женщинами, где в заголовке есть слово "любовь" и однокоренные слова.
14. Пьесы с нотами.
15. Пьесы со схемами и картами.
16. Пьесы с глоссарием.
17. Пьесы с эпиграфами.
18. Пьесы неизвестных авторов, в окончании которых есть несколько абзацев, объясняющих, что права драматурга защищены до последней буковки.
19. Пьесы, где в финале главный герой при стечении публики говорит: "Аминь" или "Все будет хорошо" или "Доброго вам здоровья" или "Как хорошо, что у нас так здорово все разрешилось" или "Санного вам пути!" Занавес.
20. Имя (как правило, псевдоним) у драматурга - Лёля, Ирэн, Анжела, Алина, Алекса. Псевдонимы под иностранные фамилии.
21. Жанр неожиданной встречи. А именно: человек сидит в своей квартире, вдруг раздается звонок, и входит человек, с которым главный герой "диаложится" всю пьесу и только в развязке выясняется, что это его брат, сват, жених, любовник, любовница, седьмая вода на киселе. Или незнакомый посетитель - это призрак главного героя или убийца жены главного героя, некогда выбил глаз сыну главного героя, или он вообще посланец с того света, или погибший одноклассник, выживший благодаря усилиям чудо-врачей. В этом драматургическом ходе, который встречается один-два раза на 10 пьес в потоке, самое невыносимое - это когда два незнакомых человека начинают бойко и активно разговаривать прямо с первой фразы, реагировать друг на друга пространными монологами, афоризмами, бойкими фразами, тут же делится своими интимными мыслями, воспоминаниями. То есть когда ранее не знакомые люди моментально "дружатся" на сцене, порою - еще на пороге квартиры. Даже ради театральной условности я никак не могу принять такой способ общения, такое неделикатное внедрение в личную жизнь. Более сложная драматургическая техника - это когда драматург следит за отношениями не с точки зарождения этих отношений, а когда камера оператора-драматурга "наезжает" на уже хорошо развитые отношения героев, порой начиная "следить" за поступками героев с многоточия, обрывка фразы. Такой очень полезный эффект "съедания" пролога, "съедания" предыстории, "расслоения", "размазывания" прошлого в настоящем. Пьеса не может начинаться с нуля градусов. Чтобы успеть за 2 часа развить интригу до точки кипения, нужно начинать с 70 градусов.
22. Действующие лица: Режиссер. Актер. Уборщица. Действие происходит в провинциальном театре в наши дни.
23. Русская современная пьеса из западной жизни. Производит впечатления перевода, так как язык намеренно лишен индивидуальных черт. Все герои разговаривают исключительно вежливо-отстраненно, без пристрастия, производят впечатление подтянутых, здоровых, оптимистичных людей с искрометным чувством юмора. Говорят очень вежливо, с массой обиняков и придаточных предложений. Часто переспрашивают, извинительно уточняют: "Так вы имели в виду, что..." Говорят полноценными, с правильным построением речи предложениями. Говорят так, словно сконструировали предложения заранее и выстреливают фразы словно из пулемета.
24. Пьеса, в которой герои рассказывают друг другу анекдоты. И используют, не переосмысляя, устойчивые прецедентные фразы, типа "Кто не рискует, тот не пьет шампанское", "Остапа несло", "Какая гадость ваша заливная рыба" и все в таком духе. Все это выдает нечувствительность к языку.
Previous post Next post
Up