Кто он, этот неандерталец, разрушающий семьи, города, страны? Во имя какой цели стирает он с лица земли всё, что произведено огромным трудом многих поколений?
Впрочем, «неандерталец» - это случайное название. Нет разницы между взрывающими Храм Христа Спасителя и убивающим американских индейцев, разрушающими их святилища. Как и нет разницы между ним и «христианами», плюющими в колодцы и сжигающими в кострах еретиков и скоморохов и представителей ведизма - славянских староверов вместе с их рукописями докириллической эпохи. Их нельзя считать ни испанцами, и португальцами, ни англичанами, ни русскими. Они - гомункулы империи.
Наиболее художественно всемирный гомункул - будем для ясности называть его так - обозначился в «Несвоевременных мыслях» Максима Горького образца 1919 года. Много чего интересного описывал в этом труде Горький, но больше всего запомнился эпизод, когда члены так называемых комбедов - комитетов бедноты - для отправления естественных нужд использовали, так сказать, подходящие по размерам китайские вазы. Уже тогда «буревестник революции» задумался над тем, а те ли это люди, которые способны построить новое, передовое общество.
И задумывался не без основания: действительно не те. Мятущаяся душа пролетарского писателя, рассорившегося с Лениным и большевиками, не могла принять эту страшную данность - говорящий и рассуждающий троглодит, первобытный человек в лаптях или онучах. Ну как же: столько сказок, басен, сказов, песен, пословиц, поговорок, которые собирали Владимир Даль, Серей Максимов, Александр Афанасьев… И - троглодит?! А полные глубоких симпатий к народу стихи Николая Некрасова, эти «Крестьянские дети», а «Дети подземелья» («В дурном обществе») Владимира Короленко, а проникнутые любовью к русскому народу произведения Льва Толстого?.. Да сам Горький - Алексей Пешков, из босяков, добившийся признания и славы благодаря прекрасному дару рассказчика и вере в прекрасные идеалы, которые нарисовала ему бабушка в романтических народных сказаниях.
Как могло всё это сочетаться в одном народе?
Но душевные мытарства писателя совершенно напрасны: это разные народы - срущие в китайские вазы и вдохновенно рассказывающие детям волшебные сказки, оскверняющие святыни и поющие русские народные песни. Хотя с детских лет и те, и другие слушали и слышали русские сказки, пели русские песни и говорили на русском языке.
В чём же существенная разница между ними? А вот как раз в самом поиске верного слова для того, как оформить восприятие всего прекрасного, что нёс в себе фольклор: первые слушали, а вторые только слышали.
Образы защитников русской земли Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Алёши Поповича, Василисы Прекрасной и Премудрой, Ивана-царевича начали постепенно стираться в общенациональной памяти, заменяясь новомодным «солнечным царством всеобщего добра и высшей справедливости» а-ля Емеля-дурак из сказки «По щучьему велению». Таков путь жителей всех без исключения империй - деградация. Этническая, родовая, личностная. Человек империи постепенно превращается в тот самый винтик, о котором говорил некто Сталин на чествовании победителей в Великой войне. Фактологическая ошибка у генсека была только одна, но существенная: в Великой войне победили не винтики. И не он как главная отвёртка. В войне победил именно Народ, а не винтик, не гомункул империи. Последний лишь примазался к победе Народа, умело воспользовавшись её плодами. И огромный памятник в литературе и искусстве, во всей российской культуре, поставлен именно Народу-победителю, а не винтикам, Сталину или другим вождям.
То же самое происходило в нацистской Германии, где музыку Шуберта и поэзию Гейне затмили бравурные марши, воинственные пассажи Вагнера и один на всю Германию пропагандистский рупор "Фёлькишер беобахтер", а вера в добро и справедливость прекрасных немецких сказок, всё прекрасное, что несли в себе немецкий народ и его культура, уступили мифу о величии империи под названием "третий рейх".
Народ был ещё жив в конце 80-х и 90-е прошлого века. Он ещё строил, созидал, планировал. Он уже не верил в коммунистические сказки, но верил в добро, справедливость, свободу, красоту. Он порождал новых гениев и первоклассных мастеров своего дела. И дикого монстра, пытавшего его, без конца воевавшего, унижавшего различными запретами, - этого дикого монстра под названием «СССР» - тоже сумел одолеть именно он - Народ. Но империя не спала. Она нанесла ответный удар в виде гомункула, расплодив его по всей стране в огромном масштабе.
Почему же победил именно этот образ - не крестьянина-воина-защитника, а образ бездельника, которому по договору «жизнь в обмен на чудесное безделье» помогает волшебная Щука (как вариант - Серый Волк), - это вопрос совсем простой: за 300 лет петровской империи (а именно в её модели существует империя нынешняя) среднестатистического российского мужика приучили не к труду и не к достойной награде за труд, а к безделью и отлыниванию от работы. Так возник и воспитался жлоб - он же искусственный, пробирочный, троглодит, охламон, вселенский хам, пролетарий, манкурт, имперский голем, которому не дорого и не свято ничто, кроме идеи собственного выживания. И которому понятия «семья», «Родина» заменяет приказ вышестоящего лица; более того, - он сам собственной персоной - начальник.
Если мы посмотрим на все когда бы то ни было существовавшие империи, то придём к выводу, что разваливались они в результате «работы» бездельника и дурака. Потому что жлоб-гомункул - это единственный и главный продукт любой из них. Его главная особенность: он не имеет конкретной семейной, национальной или этнической принадлежности. Он интернационален. В этом смысле китайский жлоб-троглодит, повторяющий, как заклинание, цитату: «Когда встаёт солнце? Солнце встаёт тогда, когда просыпается великий Мао», ничем не отличается от троглодита, орущего: «Deutschland über alles!», тот - от советского, с лозунгом: «Сталин - наш рулевой!», тот - от средневекового французского, с хохотом провозглашающего: «Гугеноты - это даже не свиньи. Они хуже свиней. Ведь свиней хотя бы можно есть!»
Так вот и получается, что в одном и том же народе - китайском ли, французском, русском - в мысленепроницаемых рамках империи и силу задавленности этнических и родовых начал, но более всего - в силу подавления личности и начинает своё победное шествие этот вненациональный и внеэтнический элемент - троглодит, первочеловек, лицо со явными признаками моральной звериной морды. С признаками гуманитарного вырождения. Большевики таких называли «деклассированными элементами», ну а мы скажем проще: это современные дикари, одичавшие особи империи. Её гомункулы.
Но возникает вопрос, а почему именно в России такие мысли хорошо передаются и усваиваются? Почему так не скажет ни нынешний француз, ни англичанин, ни итальянец, ни американец (нет, не скажет! Несмотря на все обвинения против них, США после своего зарождения и присвоения земель индейских племён, что, кстати, осознали как общенациональный грех и покаялись в этом, не захватили и не присвоили себе ни одной территории). Ответ существует: Россия - единственная страна в мире, почти полностью перенявшая деспотическую культуру древнего Востока. Другие страны освободились от этого поистине тёмного прошлого, в лице Германии, Италии, Испании, Румынии - так называемых стран оси - после крушения нацизма осознав всю бесперспективность, дикость и огромную затратность следования устаревшим и кровопролитным моделям политического строительства Древнего Египта, Шумера, Вавилона, имперской Древней Греции эпохи Александра Македонского, Ветхого и Древнего Рима, Византии, Великой Тартарии, как последнюю ни отрицали бы историки-фальсификаторы.
Словом, люди во всём мире, в том числе китайцы, после уничтожения "великим кормчим" 40 млн своих соотечественников признавшие в Мао 30 процентов «плохого», поняли, что игры в империю, в der Ring des Nibelungen и светлого мальчика-пророка слишком дорого обходятся человечеству и самим народам Земли. Россия этого до сих пор не поняла и продолжает строить некое «светлое патриотическое будущее». Не имея даже приблизительного плана и представления о том, как оно должно выглядеть. Но имея идею сверхнационального гомункулярного единства. Да-да, именно так: дурак, слаборазвитый психологически индивид, особь с ярко или тускло выраженным синдромом психологического недоразвития, с верой в сказки и мифы о величии "нашего и наших", - лучший материал для строительства кровавых воздушных замков империи.
Я не сторонник огульных обобщений, но куда деваться, если они напрашиваются сами собой? Впрочем, долго рассуждать на эту тему больше не буду - дальше только образы, описательный портрет в полный рост и конкретные примеры человека-троглодита. Перейдём в нашу кунсткамеру.
***
Так кто же он, этот всемирный разрушитель, вселенский хам? Вероятно, большинству при этих словах представится мужик, который даже не в приступе злобы к местному священнику, а просто из чистого, детского любопытства - ведь такого же раньше не было, а теперь - МОЖНО! - сбрасывает со звонницы колокола в 20-е и 30-е, а вместе с ними - звонаря и священника. Да, всё так, и предположивший это будет несомненно прав. Этот парень подводит ко рву евреев и участвует в их казни - это потом назовут холокостом. Нападает на спящие посёлки и города, уничтожая подчистую мирное население. Этот нечеловек, возомнивший о себе как о сверхчеловеке, без содрогания расстреливает беззащитных, подвергает заключённых или пленных унизительным, бесчеловечным издевательствам. И испытывает при этом чуть ли не оргазмическое удовольствие.
Но спокойно: это может быть ваш добродушный сосед, который, глядя на руины разбомбленных городов, радостно скажет: «Так им, сукам, и надо! Нечего наших обижать!»
Никто «ихних» не обижал. Но он всё равно так скажет, потому что фразочки и подобные пути протекания лукавой мысли - это его размерчик. Вариант: мой знакомый никак не реагировал на ужасы, которые несёт в себе война вообще, ему наплевать на полностью стёртые с лица земли Гамбург и Дрезден: ведь это «фашистские города», но он сочувственно относится к «фашистским» же Хиросиме и Нагасаки - как городам государств - членов оси антикоминтерна - просто потому, что их разбомбили ненавистные ему американцы. Он ловко переходил на новые площадки разговора. Самой интересной была вот такая: «А мне очень понравилось одно предсказание. Одному человеку было видение: к нему пришёл светлый мальчик и сказал: «Подождите, через два года Россия достигнет невиданного расцвета. И все народы будут стремиться к нам, искать с нами дружественных отношений». Я спросил: «А мальчик случайно был не распятый?» Приятель не понял, странно посмотрел на меня и ничего не ответил.
Замечательный парень: всегда поможет, отличается высочайшей честностью и добротой. Но… живёт в воображаемом мире. Этот мир внушён ему даже не нынешней пропагандой - всем, что воспитано в нём по отношению к Западу. «Что русскому хорошо, то немцу смерть», - гласит старая российская поговорка. Я спросил его, нажал бы он на «красную кнопку». «Если бы стране угрожала опасность - нажал бы». Добрейшей души человек…
И я недаром написал: «российская» вместо «русская»: русского в ней ничего не осталось.
Он истый сказочник, этот вселенский гомункул. Реальные события он переводит на язык разбросанных в охлосе мифологических конструкций. Запад для него - это Змей Горыныч, Меркель или Олбрайт, - Баба Яга; он постоянно в напряжении, арабский Восток - наш. Евреи - нет, они чужие, «нас» не понимают. Россия - прекрасная девушка или женщина, на долю которой выпало так много горя из-за её внешних и внутренних недругов, но она так прекрасна. И её все обижают. Её непременно надо защитить… Это, в общем и целом, и есть идеология великоимперского нацизма на бытовом уровне. «Мы» - самые лучшие, со всеми нашими трудностями и пороками - райское сообщество, юбер аллес, а «они» - враги или чужие. Есть, впрочем, небольшое исключение - «наши» друзья - отсталые и бандитствующие государства. Не будем их перечислять: много чести. Но уж кто-кто, а они «нас» всегда поймут. Таковы современные игры Древнего Египта периода упадка.
И на фоне пережитого сами собой рождаются стихи, и это недаром, ведь есть вещи, о которых в прозе так ёмко не скажешь:
Правоверные
Улыбаются лица пещерные,
Видят очи блаженные сны...
Правы в вере своей правоверные
И своей правотою страшны.
Правоверные молятся истово
С отрешённою складкой у рта,
Изгоняя из храма нечистого,
На кресте распинают Христа.
Правоверные, разумом плоские,
Всё неплоское жгут на костре,
Надевают бушлаты матросские
И неверных ведут на расстрел.
Правоверные с миною важною
Держат речь под всеобщий восторг
И Россию, как девку продажную,
Из запасников тащат на торг.
Их бестрепетный орден всевластвует,
И ночами звенит их хрусталь:
На Востоке несётся: “Да здравствует!..”,
А на Западе бесится “Хайль!”
Вы бы землю - под корень, наверное,
Что вращается вам вопреки!
Что ж наделали вы, правоверные,
С человеческим ликом зверьки!
Скольких вы обрекли, обездолили,
Скольким кланялись вы горячо,
Сколько крови замученной пролили,
Да и сколько прольёте ещё!
И живут в вас владыки химерные,
Ибо свята в рабах простота...
Кто там следующий, правоверные
С отрешённою складкой у рта?
(1985; авторское, Стихи.ру)
«Да и сколько прольёте ещё!..» Десятилетний мальчик всерьёз рассуждает, что вот как было бы хорошо, «если бы весь земной шар была одна Россия». Россия южная, северная, западная, восточная. На вопрос почему следует ответ: «Тогда все были бы русские и не было бы войн». Явно не его мыслишка, но очень мило. Идеи в воздухе витают…
С пафосом этого стихотворения не согласилась моя давняя знакомая. "Ну вот моя бабушка, - говорила она - классная тётка, добрая, отзывчивая, всеми силами старается помочь, когда нам бывает трудно... Ну да, она верит в Сталина. И она - "с человеческим ликом зверёк"? Этого просто не может быть. Просто человек, репродуктором замороченный". Да, всё так, и сейчас найдутся те, кто скажет, вам, мол, не понять того времени и людей того времени: вся страна верила в Сталина как в символ нашей стойкости и нашей победы над коварным врагом. Да, и это так. Но это тот случай, когда наркоманию вылечивают тоталитарным сектантством. Да, "классная тётка" была поистине героической: пережила войну, воспитала и подняла детей в самые трудные для страны годы... При этом не была членом антинародной компартии, не уничтожала кулаков как класс, не выступала на собраниях, не громила недобитых троцкистов, не участвовала в расстрелах политзеков. Просто жила, работала и... верила. И, конечно же, при распределении коллективной ответственности за ужасы и безумие целой эпохи существует градация: кому-то - больше, кому-то - меньше, и она не была первым учеником драконовской, бесчеловечной власти, но эта страшная вера в изверга рода человеческого, массового убийцу по кличке Сталин, её, пусть и бессознательное, одобрение власти абсолютного зла не делает её непричастной к происходившему, к массовым преступлениям, к её стране и её времени. И возражение: "Мы многого не знали" - тут не прокатывает. Был 20-й съезд, бы вынос тела Сталина из Мавзолея, был конец 80-х - третий этап десталинизации массового сознания, и что-то должно было коснуться даже самого замутнённого сознания. Не коснулось. И не проснулось.
Нет, нельзя всё списывать на медицину. Непервые ученики всё же - ученики абсолютного зла. И поддакнутое, одобренное, благословлённое ими преступление было осуществлено при их, пусть не активной, поддержке; фактом своего рождения зло обязано в том числе и им, оно благодарно им, и не пролетят мимо них проклятья безвинно убитых, обездоленных и замученных несчастных.
45-летняя тётенька - очень милая и добродушная, словоохотливая женщина радушно встречает репетитора английского языка, поит чаем с классными печеньками, а едва начинается урок, вдруг спрашивает, как репетитор относится к «нашему». Тот мнётся, призывает заняться английским, но ученица настаивает; наконец тот не выдерживает и выпаливает… Ситуацию, впрочем, лучше всего описывает стихотворный пассаж:
…Дама была из Питера. Вызвала репетитора - не для общенья близкого - для языка английского. Ну, прихожу, раскланялся, преподаваньем занялся, но говорунья дамочка, лапка - на щёчке ямочка… Всё не вникает в суть она - спрашивает про Мутина: «Что вы с английским носитесь? К нашему - как относитесь?» Я уж и так, и эдак я: "Личность, конечно, редкая, но на английском, впрочем, всё-… таки сосредоточимся". Но настояла дамочка, лапка, на щёчке ямочка, чтобы своё суждение вынес я без стеснения. Ну, я и выдал искренне, что, в общем, близко к истине: и с ВВП не спорится, и с заграницей ссорится…
Дама, дрожа в истерике, взвыла: «Привет Америке!» - чуть ли не впав в прострацию, бросила ассигнацию; с ямочки слёз не вытерла - и из квартиры выперла.
Да, вот ещё история… Только о той уморе я вкратце тебе поведаю, не утомив беседою. Как-то хитро, с уловками, ставили постановку мы в вузе, «ждёмпеременщики» - бравые кавээнщики (хохот был - до рыдания): думское заседание. Дремлют при свете месяца, а голоса их светятся… Ректор увидел издали - и режиссёра вызвали...
Слышал, до секс-бессилия споры, чей Крым, чья Сирия, и до сосудов суженных где-то доводят суженых, а иногда до гроба ведь… Но, может, всем попробовать схему «3б» заветную - всем я её советую: банька, балет и баиньки, ну, так и будем паиньки. И довести до мизера громкость у телевизора. В Думу на рассмотрение внёс бы я это мнение…
(Авторское, 8 февраля 2021. Из сборника «Позорная труба»).
Вышеописанная дама - успешный предприниматель, не раз была с гуманитарной помощью в ОРДЛО, у неё неутешительный диагноз. Нет, по поводу соматики.
В 1992 году, тогда вполне себе разумный, без признаков деменции или маразма, дедок, 1929 года рождения, орал, брызгая слюной: «Россию спасёт фашизм!» Это был мой отец. Перенёсший все ужасы нацистской оккупации в детстве, в немецком концентрационном лагере, по его словам, неподалёку от Дюссельдорфа (назывался он - Дюссельдорф-Лохаузен) и далее на ткацкой фабрике в Бреслау (ныне - польский Вроцлав). Конечно, он никогда бы не произнёс этих чудовищных слов публично, понимая, как дико бы выглядел в глазах тех, кто его слушает, ну а я - его сын, его безмозглое «яйцо», а «яйца курицу не учат». Мне же можно брякнуть всё то страшное и странное, что гнездилось в его голове. Вопрос в другом: кто научил этой мыслишке его?
Объясню: общая с немцами 30-х годов прошлого века бытовая ненависть к евреям. Там, в бараке на ткацкой фабрике, где отец жил вместе с матерью и сестрой, некий мальчик выколол глаза на портрете фюрера. Немцы разыскали жертву: на мальчишку, приятеля моего отца, донесла из страха за себя девочка-еврейка. Национальность её все по бараку знали, но от немцев скрывали. Она же и совершила акт выкалывания портретных глаз…
Конечно, это само по себе лишь повод к подобной ненависти к евреям, причины кроются гораздо глубже. Не только в семье отца, но и во многих других семьях нет-нет да и проскальзывало неодобрение по отношению к представителям «прекрасной национальности», какие-то плоские шуточки - это было разлито практически по всем головам в городах или посёлках даже советской, казалось бы, интернационалистской России.
Отец ненавидел евреев всеми силами души. Так же, как и «проклятый» Запад. Кормивший Красную и Советскую армию бесплатной тушёнкой и снабжавший её оружием и необходимыми для экономики материалами. Да, он признавал это, но ненависть была сильнее. Альтернативы для него не было: западная демократия или фашизм - нет, разумеется, только и исключительно фашизм.
Но «фашизм» - слово меченое, проклятое. Оно годится для заярлычивания «наших» врагов. Для единства же гомункулярной сверхнации совкопитеков-манкуртов требовался другой, приятный, термин. Им стал патриотизм.
***
Но, конечно, плохими для отца были не все дворяне, евреи и «буржуи». Размахавшись рукой, он внезапно останавливался, не зная, что сказать в ответ. Потом, сообразив, парировал: «Ну, Розалия Землячка (Залкинд. - П. М., безжалостный палач в Крыму) была революционеркой. Наш человек»… «Фабрикант Морозов помогал революционерам. Наш человек». «А сам-то ты, потомок великого дворянского рода Докучаевых, учёного-почвенника Василия Докучаева, спасшего Россию от голода во время чёрных бурь, не потомственный дворянин? Что ж ты, сам себя - «своей рукой?» «Ну, среди дворян тоже были хорошие люди». «Евреи Христа распяли». «Да ты что? А сам-то Исус было кто?» «Ну, среди евреев были и есть хорошие люди».
Как говорится, спасибо за ответ. Вот таковы они все - гомункулы империи. Чёрно-белое мышление, но для своего всегда найдётся исключение. Кстати, и дом моего отца, разбомбленный в войну "катюшами", располагался на улице Каляева. Этот парень был террористом, убившим великого князя Сергея Александровича. Николай Второй предложил ему помилование, но тот отказался, сопроводив свой акт паранойяльной риторикой о миссии революционеров в войне против режима. Отец гордился этим революционером. Непростое совпадение. Надо отдать должное Ивану Платновичу: в 1905 году в карету, где находились жена великого князя и его малолетние племянники, он бомбу бросать не стал. Малосознательный всё же революционер.
1 марта 2014 года. Корпоратив работников коммунхоза на базе отдыха, и я приглашён на него в качестве музыканта для исполнения инструментальной музыки и увеселения «честной компании». Народ забалдел - но более всего не от выпитого, а от обсуждения невероятной темы - «Крым - наш!»
Играть было трудно: никто не слушал ни пассажей оркестра Поля Мориа, ни популярных мелодий песен Джо Дасена, ни национальных гитарных узоров. Взрывы одобрения по поводу «крымнаша» перемежались хохотливо-похотливыми репликами на тему, кто с кем спит, наконец, кто-то хамски крикнул: «Да уберите, на хрен, музыку».
Музыку убрали. Когда говорят пушки, музы умолкают. Да и какие быдлоте музы?
***
Они всегда находят красивые слова для оправдания самой гнусной мерзости, совершённой «во имя». Они воображают себя мессиями. И «Светлый мальчик» - это лишь вариация всемирного советского «светлого будущего», всегерманского «третьего рейха», «арийской белокурой бестии», «всеобщего царства добра и справедливости», «царства Божьего на земле», которое проповедовалось в Византии. Террористы в американских боевиках - это борцы с прогнившей бюрократией, погрязшей в обмане и коррупции, а они, с адскими машинами в руках, - носители светлых идеалов, избранные, которым позволено всё. Террористы в средневековой Европе - это отцы святой инквизиции, сжигавшие на кострах за малейшее проявление инакомыслия. И пардон за резкое определение, но от любой империи за версту несёт разрухой, дерьмом и кровью. Остерегайтесь их проповедников и пропагандистов: общение с ними опасно для жизни и здоровья. И не стоит задаваться вопросом, как человек, в молодые годы писавший о макияже, превратился в ястреба войны. Это всё она - империя. Именно она отнимает у человека разум и лицо, а все чувства безоговорочно присваивает себе. И может статься, что сидящий с вами рядом в кафешке приятель, несущий чушь про «светлого мальчика», или «светлое будущее» на фоне дичайшей разрухи или просто неубранного, замусоренного двора за окном, - словом, толкующий про что-нибудь светлое, в противовес всему чётко локализованному тёмному, - это будущий Адольф Гитлер или Томазо Торквемада. А вот и поэтическое выражение высказанной мысли:
Мальчик-взрывальщик
(Рассуждение о вертикали власти)
Жил-был мальчик… Обычный, ну, что ты!
И никто бы в те дни не сказал,
Что он будет взрывать самолёты
Или брать в оцепленье вокзал.
Этот мальчик, нормальный вообще-то,
Как и все, писал-какал в штаны,
Мины, бомбы, снаряды, ракеты
Ему были тогда не нужны.
А потом круто всё изменилось:
Он затеял войнушку с врагом.
Поначалу дружок впал в немилость
И под дых получил сапогом.
У дружка были верные парни,
Не разлей, говорили, вода,
И не мстил он подлей и коварней
Никому, ни за что, никогда.
Сорок два у них было знакомца -
Получили за это с лихвой!
И при свете высокого солнца
Их увёл в беспросветность конвой.
Расходились круги за кругами,
И уже говорил весь народ,
Что пора за другими врагами
Отправляться в священный поход.
…Знали способ матросы-канальи
Изведенья подпалубных крыс:
Их ловили и в бочку кидали,
Жизнь лютейшей даруя как приз.
А потом выпускали злодейку
К хамоватым соратницам в трюм,
И уже не спасали семейку
Ни порода, ни хитрость, ни ум.
Уж не так ли, родные, не так ли
Под речей и оркестров накал
Явлен миру, как в трюме, из пакли,
Всем нам очень знакомый оскал?
Если вдруг в этом милом портрете
Кто-то тихо узнает себя,
Не ругайтесь! И, милые дети,
Прочь от дяди шустрей воробья!
(14 января 2010; авторское, Стихи.ру)
Откуда они берутся? «Империя умерла! Да здравствует империя!» - эта формула начертана на лбу у каждого такого проповедника, только потрудитесь рассмотреть. Империя постоянно нуждается в любви. Ну, не получилось со Святой инквизицией, нацизмом, коммунизмом и советской властью - ну, «назовите меня патриотизмом», - нашёптывает всем нам она. И многие соглашаются, ведь любить Родину - это так красиво и почётно, так притягательно. Пусть даже с миллиардерами, войнами и разрухой во дворах. Любить Родину - да, это здорово. Только, по меткому выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина, не стоит путать Отечество с «ваше превосходительство».
***
«Ну, положим, всё так, как вы пишете, - скорее всего, скажет проницательный читатель. - Но что прикажете с этим делать?» Это личный вопрос, а на личные вопросы ответ у меня не предусмотрен. Но, если перевести разговор в социальную плоскость, то ответ существует и тут. Поскольку наиболее серьёзные исторические гуманитарные катастрофы происходят как раз по вышеописанной причине (условно назовём её - «бредовые идеи»), за дело должна взяться наука. По-моему, уже позавчера настала пора говорить о социальной паранойе на почве регулярного и целенаправленного индуктивного внушения, то есть о нарушении того права, которое защищает Европейская Конвенция о правах человека. Это право на личное самоопределение, выраженное в незавершённом виде - право на свободу совести и личное мнение. Процитирую: «1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща».
«И что? - уже слышу возражения. - Да им хоть ссы в глаза - всё божья роса". Да, всё так: они веруют в светлых мальчиков. А кровавых не замечают. И любой такой скажет: «Да плевал я на ваши…» Вот видите, отвечу, эти, казалось бы, физиологические проявления нетерпимости к свободе и праву на поверку никакого отношения к физиологии как таковой не имеют: если в ответ на сова «свобода» «право» они плюются и с дьявольским смехом строят небоскрёбы мата, то это чистая психиатрия. Значит, своё веское слово должна сказать Наука. И речь в данном случае ни о каком-то пси-оружии (хотя давно известно, что на его разработку выделяются немалые средства в некоторых странах, и не суть важно в каких) - речь идёт о защите индивидуального сознания от пропаганды, от «единственно верного учения». От того, что начиная с 50-х годов сформулировано в виде некой новой теории и применено в медицинской практике под названием NLP, которое в начале 2000-х, после серии судебных производств, было объявлено псевдонаучным. Не стану забивать голову читателю тем, что он и сам может найти в открытых источниках, обращу внимание лишь на основные моменты зарождения и развития этой пусть даже во многом во многом сомнительной дисциплины. Википедия пишет, что Нейролингвистическое программирование (НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) - это «псевдонаучный подход к межличностному общению, развитию личности и психотерапии. НЛП было разработано в 1970-х годах американцами Джоном Гриндером и Ричардом Бендлером.
Создатели НЛП утверждают, что существует связь между неврологическими процессами (нейро-), языком (лингвистическое) и паттернами поведения (программирование), а также о возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей. Техники НЛП направлены на копирование или моделирование поведения людей, добившихся успеха в некой области, для приобретения их навыков». И далее: «…НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и в пикапе (искусстве соблазна. - П. М.)».
А вот теперь следите за руками: законопослушные западные общества-государства признали НЛП делом нехорошим и… сохранили его для самых разных сфер массовой социальной активности. Зачем тогда признавали? Законный вопрос. Но ответ существует, пусть и с законом он не в ладах: а просто велик соблазн! Если с помощью речевых формулировок-заклинаний можно соблазнить покупателя, тайно «подлечить» пациента, напичкать головы учеников и студентов нужными манипулятору мифологемами и установками, мотивировать штат сотрудников на высокопроизводительную работу за ту же зарплату, а спортивную команду - на победу, в конце концов, соблазнить женщину, то… нет, ну как тут можно устоять! А просто приполз Змий и соблазнил Еву. Всё то же самое, если речь идет о большой политике. НЛП не единственный метод соблазнения избирателей, но он тут пригодился как нигде лучше. Учёные даже ввели в научный обиход аббревиатуру ОВИ - «очень важные идеи». Именно они, эти очень важные, но, по своей подлой сути социально опасные бредовые идеи повлияли на многих в 30-е годы - на тех, например, кто с упоением слушал песню «Гренада» на стихи Михаила Светлова:
Я хату покинул, пошёл воевать,
Чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать…
Но! У западных демократий с их либеральными ценностями, в центре которых - личность, человек, его права и свободы, а не партия, не церковь, не государство, существует масса противовесов против наиболее опасных примеров злоупотребления НЛПишными методиками. Это хорошо развитая судебная система, пресса, свобода личного мнения и высказывания (свобода слова), различные социальные объединения и, самое главное, возможность открыто протестовать. Для желающих сильно злоупотребить оболваниваем доверчивых индивидов и социальных групп существует пренеприятное препятствие, которое в России известно в виде классической формулировки «К нам едет ревизор». То есть независимый суд, штрафы или тюрьма.
В структурах же с опорой на деспотии Древнего Востока такие противовесы отсутствуют. А соблазн оболванивать людей, постоянно провоцировать и поддерживать их желание потреблять нужные надгосударственной верхушке идеологемы приобретает поистине вселенские масштабы. Это главная причина того, что многие люди даже не хотят слышать о злодеяниях, которые совершает империя древневосточного типа; это сакрализация идеологического государства, его вождей и институтов, и выученная эмпатическая глухота. Говоря проще, это фанатичная преданность идеям фюрера, генсека и бесчувственность по отношению к жертвам их бесчеловечных идей. В качестве любопытного примера могу привести эпизод из жизни Галилея, когда, после предложения посмотреть на Луну и звёзды в его волшебную трубу - первый телескоп, отказались посмотреть видные европейские учёные той поры. Причина проста: "Мы не хотим, чтобы нас соблазняли ваши бесы", - заявили уважаемые профессора. И ушли.
Фанатизм истребляет высокую личностную и социальную культуру, мораль, нравственность. Но он же приводит к ослаблению, до полной ликвидации, собственного индивидуального мышления, переключения мышления на примитивные функции «поел - поспал - на работу - заплатил за квартиру», «исполнил долг перед Родиной», где роль высоких понятий «правда», «честь», «совесть», «свобода», «человеческое достоинство» и др. подменяется тем, что вкладывает в них идеологическая, бессовестная и развратная, верхушка. А она вам говорит: «Долг, честь, свобода… Да не нужно вам ничего этого - вы, главное, любите меня и мои идеи, верьте в меня. А уж я позабочусь о вас». Вот такой социальный договор, который заключается и соблюдается между властью и населением (не народом - это другой, более высокий, уровень) на протяжении тысячелетий. То есть на повестку дня выступает… выученная беспомощность. Именно она диктует авторам старинной поговорки: «Без царя в голове - значит дурак». Но она очень точна, эта поговорка: они действительно дураки без царя. Им нужен вождь, предводитель, принципал, лицо уполномоченное, пусть и репутация его подмоченная. Чем это кончается? А вот чем - о чём я писал ещё в 1993-м в стихотворении "Наследство". Но эти стихи тогда не напечатали - по причине распространения якобы паникёрских настроений:
Шестнадцать граней от стакана
Да пара кислых огурцов,
Да память с дыркой от нагана -
Вот всё наследие отцов.
Страна опять ветрам открыта:
К чертям промотан третий Рим,
И у разбитого корыта
Мы, нечетвертые, стоим.
Мы - здесь, чтоб видеть камарилью
Шизофрений и параной,
Мы - здесь, чтоб сказку сделать пылью:
У сказок были нет иной!
Мы - здесь - свидетельствовать Богу,
Что Бога не уберегли,
Что на большую, знать, дорогу
Сошли гурьбой с большой земли.
Но что потом? Вновь - деспотия?..
Лес рук и заклинаний лес?..
И вновь - совдепо-Византия?..
И вновь - безмозглый василевс?..
А дух неистовый наметил
Плоть новых жертв и новый иск,
И кажет пасть из чёрных петель
Неумолимый василиск.
(1993)
Прав я оказался или нет - не мне судить, но что-то, как сейчас стало модно говорить, явно пошло не так.
А что это такое - выученная беспомощность? Это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно - то есть пассивно: не улучшает негативные условия своей жизни, даже когда имеет такую возможность. Почему беспомощность выученная? Потому что к подобному состоянию приводит предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали. Данный феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он ставил опыты на собаках, а позже полученные результаты подтвердились в исследованиях с участием людей.
Но раб империи далеко не беспомощен, когда требуется действовать по указке вышестоящего лица. Он - чистое воплощение этого старинного «Чего изволите?», то есть ещё одного крепко-накрепко выученного состояния под названием «рабство». И недаром несколько лет тому я писал - само писалось в качестве вывода к поэме «Сотворение раба»:
…И не вычерпать из-под горба
Ни ведром, ни по капле раба.
Он из уличной замути вытек,
Он талантливый геополитик,
Он лопочет, не глядя в рукав,
Что там «Геббельс поведал в «Майн кампф».
По щекам он соплей не размажет,
Он себя ещё миру покажет
И под нежные песни «Любэ»
Распошлёт всех на «хэ» и на «бэ»,
Подрожат ещё, пряча барыш,
Вена, Лондон, Берлин и Париж.
Человек человеку - людына,
Но в злочинных руках господина
Изменяются курс и масштаб -
И "идейным" становится раб.
Он для цели единственной вырос -
Рушить храмы и пачкать папирус,
И дубина его, сатана,
Над грядущими занесена.
(31 марта - 7 апреля 2022)