Определение русского или важность потомков

Mar 05, 2015 14:40

Увидал на «Спутнике и погроме» очередную попытку дать определение русскости. Определение такое:
«К русской нации относится всякий, кто говорит и думает на русском языке, посвящен в основы русской культуры на уровне 9 классов школы, обладает общим с другими русскими видением прошлого и будущего и борется (или хотя бы поддерживает борьбу) за политическую субъектность русского народа».
http://sputnikipogrom.com/russia/31285/a-pushkin-to-negr/

Я считаю, что дискуссия на тему «а кто мы такие?» крайне продуктивна для становящейся нации и потому позволю себе по десятому разу озвучить проблемы, возникающие в процессе русского самоопределения.
Любой человек существует одновременно в двух смыслах. Как существо индивидуальное и как существо родовое. В «индивидуальном» смысле это обычный «Вася Пупкин». Человек себя именно так и воспринимает.
В «родовом» смысле это всегда: а) чей-то потомок, ибо у всякого есть папа-мама, дедушки-бабушки и т.п.; б) мужчина или женщина, то есть чей-то потенциальный предок, однако чтобы стать предком, следует создать семью.
То есть человек не просто индивидуальная личность, но и часть биопотока, в рамках которого он происходит от неопределенного, но конечного сообщества предков и сам может быть предком уже других людей.
То есть принадлежность к народу диктуется не только тем, кто твои предки, но и тем, кто твои потомки. Допустим, некий русский уехал в Китай, женился там на китаянке, стал исповедовать буддизм (а хоть бы и маоизм;). Кем вырастут его дети? С высокой степенью вероятности - китайцами. Для сохранения русской идентичности понадобилось бы сохранить православие.
Обычно при ссылках на религию поднимается стон: «А если я атеист?», «А если я агностик?». Но в данном случае важно, что религия регулирует браки. Пока человек сохраняет свою религию, он склонен вступать в браки с представителями своего народа. И уже находясь среди своих, он склонен сохранять свой язык и свою культуру.
Екатерина Вторая была по происхождению немка. Но она приехала в Россию, приняла православие, вступила в брак с «русским по маме» Петром Третьим. Павел Первый, сын Екатерины Второй, уже был бесспорным русским. При этом Екатерина Вторая, искренне считавшая себя русской, до конца жизни не могла избавиться от немецкого акцента.
Теперь представим себе таджика, который приехал в Россию. Если он останется мусульманином, то он, скорее всего, выберет себе мусульманскую жену. Она, скорее всего, будет таджичкой. Значит, дома будут говорить по-таджикски, дети вырастут таджиками.
Если же таджик приедет в Россию и примет православие, то, скорее всего, он женится на русской. Значит, дома будут говорить по-русски. Дети с высокой степенью вероятности будут русскими.
Ещё раз повторюсь - важно не только, кто твои предки, но и кто твои потомки. Кем будут потомки, определяется через:
1) Личный выбор человека. Решение - «я русский» важное, но недостаточное условие. Это решение «индивидуума», а человек, как я писал выше, существо не только индивидуальное, но и родовое.
2) Выбор, кем будут потомки. Этот выбор человек делает, когда вступает в брак. Брак же регулируется традицией и религией. Вот почему так важен религиозный выбор. В смешанной семье, где папа - башкир, а мама - кореянка, дети могут быть русскими, если родители живут в России и исповедуют православие. Религиозный выбор в данном случае - просто согласие на родство с русскими.
Просвирнин иронизирует: «Моя бабушка утюг, мой папа - динозавр. Какой я национальности?». А это зависит от того, с кем вы согласны быть в родстве - с утюгами или динозаврами. Если утюгодинозавр женился на утюге согласно религиозной традиции, принятой у утюгов, то с высокой степенью вероятности детишки от такого брака будут утюгами. Ну, может быть, у них будут длинные шеи как у динозавриных предков, но суть дела это не меняет.
То есть принадлежать к тому или иному народу можно на основании двойного выбора: 1) кто ты сам; 2) кто твои потомки. Принадлежность к народу означает согласие на родство с этим народом. Оформить такое согласие проще всего, принимая религию данного народа, которая выступает гарантом идентичности потомков.
Конечно, для атеистов и агностиков можно ввести аналог гражданской присяги или «что-то типа того», но религия до сих пор надежнее.
Надеюсь, я понятно объяснил механизм;))).
Готов ответить на вопросы;))).
Previous post Next post
Up