Абхазские или кавказские негры

Oct 23, 2015 11:39



Абхазские негры или кавкавзские негры - небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая, в основном, в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула и др.).

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Историки сходятся в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда - часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке. По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых.[2] Этот случай стал единственным - и, по-видимому, не вполне удачным - опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.



По другой версии, негры-абхазы - потомки колхов. Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется. Также они могут происходить от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев. Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада - Багада, Гумма - Гумма, Табакур - Дабакур и т. д.



Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США

Легенды
Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд. По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву[5], вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский[10] корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы - потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей негритянской мировой работорговли.

Другая легенда повествует о сношениях нартов и неких «чернолицых людей». По ней легендарные нарты вернулись на Кавказ из дальнего африканского похода с сотней провожатых-негров. Последние остались жить в Абхазии в селе Адзюбжа[11].

По третьей легенде к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он-де ввозил в Россию много арапов - и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям[12][13]. По свидетельству кандидата исторических наук Игоря Бурцева, таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков[14].

Возможно, в определённой степени верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них де-факто не исключают, а дополняют друг друга.

«Моя Планета» рассказывает о том, что происходит на старинных и странных фото.



На фотографии - всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Дело происходит в 1914 году. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. И это никого не смущает.
Абхазские негры признаны расово-этнической группой абхазского народа. Они живут в селе Адзюбжа и ряде окрестных сел (Агдарра, Меркула, Поквеш, Члоу и др.). Но внятного ответа на вопрос «Откуда в Абхазии чернокожие?» нет. Есть археологические артефакты, подтверждающие, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. Есть абхазский эпос, в котором действуют «чернолицые джигиты, пришедшие на Кавказ из южных земель». Есть легенда о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.
В V веке до н. э. о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест писал Геродот, отметивший сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами. Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда). В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский». В 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».
Есть документальные свидетельства о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров. Есть куча местных легенд о крушении у берегов Абхазии османского корабля с черными невольниками, которые спаслись и основали первое негритянское поселение, о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.
Сегодня принято считать, что негры появились в Абхазии в XVII веке, а их предками, скорее всего, были эфиопы или египтяне. Но чаще говорят об «эфиопском следе», базирующемся не только на внешнем сходстве, но и на совпадении географических названий: Багада - Багада, Табакур - Дабакур и пр. В 1927 году эту эфиопскую версию поддержали Максим Горький и абхазский писатель Самсон Чанба, бывший тогда одним из руководителей Абхазской Республики. Они специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и вынесли вердикт: скорее всего, эфиопы.
Еще одно подтверждение эфиопской версии - контакты между Россией и Эфиопией, начавшиеся еще во времена Алексея Михайловича и продолжившиеся при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором Мениликом II.
Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами, что с присущим ему юмором засвидетельствовал Фазиль Искандер в книге «Сандро из Чегема»:
«- Ну а как живется неграм в Советском Союзе?
- Каким неграм? - заинтересовался хозяин.
- Как каким? - удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. - Вам!
- Мы - не негры, - сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, - мы - абхазцы».

По-грузински негры-абхазы назывались шави каци («чёрный человек»)[5] или шави халхи («чёрный народ»). В упомянутой докладной записке Ивана Исакова Хрущёву об абхазских неграх, в числе прочего, рассказывается, что наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая Петру Великому, имел в своём личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках[5]. Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своём дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров[15]. По рассказу А. М. Чочуа, в 1880-х годах в Адзюбже жила большая семья негров: мать Халлыла, ее сыновья Амбер, Ква-Ква и Черин и дочери; сыновья женились на абхазских девушках[3].

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа[4]. Остальные абхазы воспринимают это без возражений, как должное. Их совокупное количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «нескольких семей» до «нескольких деревень». Относительно преимущественного вероисповедания среди источников тоже нет единства - по-видимому (см. ниже) в Абхазии существуют или существовали в недавнем прошлом и негры-христиане, и негры-мусульмане, и негры-иудеи.

О. В. Маан (2006) указывает, что они живут в сёлах Адзюбжа, Кындыг, Тамыш, Тхина, Река, Елыр[2]. В. Пачулиа (1964) добавляет также селения Паквеш, Меркула, Ачандара, а также город Сухум[16].

Абхазские негры занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы[5], работают на угольных шахтах Ткуарчала, на предприятиях Сухума - трикотажной фабрике, в порту и др. Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня говорят и по-русски. Большая их часть ассимилирована и сильно метисирована, многие покинули Кодор, осев в других частях Абхазии, соседних Грузии и России, а также и за их пределами.



Так или иначе, уже к 19 веку абхазские негры спокойно говорили исключительно по-абхазски и вообще считали себя абхазами. Остальные же местные жители воспринимали это как должное.



Что касается вероисповедания, то тут снова полное разнообразие: и христиане, и мусульмане, и иудеи. На данный момент абхазские негры ведут вполне счастливую жизнь, работают кто где, и в порту, и на полях, на фабриках Сухума, многие говорят по-русски. Правда, большая часть этого народа уже давно перемешалась с местными, а многие и вовсе разъехались по всей Абхазии, Грузии и России.





В других частях Кавказа

Небольшое число негров в XIX - начале XX века проживало также в аджарском городе Батуми[17].
В Библиотеке Конгресса США в составе коллекции фотографа Джорджа Кеннана хранится фотография карабахского негра-арабо-горца (1870-1886 годы)[18].

Английский писатель и историк Джейсон Гудвин (англ.) в своей книге «Величие и крах Османской империи» приводил примеры и других африканцев, живших в европейской части империи: чернокожих черногорцев, потомков вывезенных из Африки в XVI в. рабов, живших в городке Улцинь по крайней мере до 70-х годов XX века, и негров-язычников, обитавших в пещерах и развалинах под афинским Акрополем.

афрокавказцы, Кавказ

Previous post Next post
Up