"ПИКОВАЯ ДАМА".Фильм Я. Протазанова 1916. Мой отзыв.

Feb 05, 2017 22:58

image Click to view


Кино про то как ничтожен человек перед злом, когда все его мысли и чувства подчинены низким страстишкам. Кино эстетически крайне жуткое как посмертные фотографии так популярные в Европе.

Хороший фильм ужасов старается максимально воздержаться от персонификации зла. Зло действует незримо, как неумолимый физический закон. Например, у Хичкока главный ужас связан с неотвратимостью кары преступника, возмездием за совершенное преступление.
«Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место.» А. С. Пушкин «Пиковая дама».

Трудно обсуждать ленту не в связи с произведением А.С. Пушкина. «Пиковая дама» поставлена по мотиву классической повести, но всё же, является отдельным произведением искусства со своей системой изобразительных знаков, целями и средствами их воплощения.

Постараюсь говорить о фильме. Итак, о чём увиденная мною лента?

Протазанов снял фильм о погибели человека в момент столкновения с мистической силой.

Попробую пояснить. Существуют плохие и хорошие фильмы ужасов. В плохих фильмах этого жанра главный персонаж - это либо, маньяк, либо существо из потустороннего мира. Страшный монстр бегает и неожиданно пугает положительных персонажей, а те пытаются найти способ избавиться от напасти. Вот и весь нехитрый сюжет таких слабых фильмов.

Хороший фильм ужасов старается максимально воздержаться от персонификации зла. Зло действует незримо, как неумолимый физический закон. Например, у Хичкока главный ужас связан с неотвратимостью кары преступника, возмездием за совершенное преступление.


В «Пиковой даме» мы наблюдаем за неравным столкновением злобной мистической силы и слабым сломленным человеком. Зло вездесуще. Оно повсюду неотвратимо преследует главного героя и сводит его с ума.

В искусстве существует только настоящее время и кино не исключение. Лента снимается Протазановым в 1916 году. В этот момент страна погружена в мрачные предчувствия, нагнетаемые войной и нарастающим всеобщим недовольством. Николай 2, в своем дневнике назовет этот тягостный год «анафемским». Как мне кажется фильм несет на себе отпечаток этих гнетущих предчувствий, наступающих на зрителя удушливой волной.

Игра актёров заслуживает отдельного комментария. Раннее кино испытывало очень сильное влияние театра. Часто можно встретить застывшие позы, живость которым придет текст на черном фоне. В фильме Протазанова картинных, изломанных поз как, впрочем, и диалогового текста, сравнительно мало. Большую часть времени режиссер уделяет внимание живому взаимодействию актеров. Иногда кажется, что оператор подсмотрел за актёрами, пленка просто не поспевала за мимикой и быстрыми перемещениями, поэтому местами мы видим смазанные кадры лиц. Всё это придает реалистичность и достоверность картине… часто пугающую реалистичность.


Каменные застывшие картинные позы присущи главным персонажам. Герман медленно жестикулирует и передвигается как сомнамбула. Главный персонаж подан через рубленный мрачный силуэт, в котором что-то есть от Наполеона. Скованность, скупость движений отличает его от окружающей живой массовки. Эта обособленность персонажа даёт нам понять, что Герман не вполне психически здоров. Очевидно, что он сошел с ума не тогда, когда проиграл в карты, а намного раньше.


Судите сами. Герман обладает неплохим состоянием в 47 тысяч рублей. Он не голодающий студент, которого душит нищета, а вхожий в высший свет офицер. Молодой человек в его положении думает, как выгодно жениться и преуспеть в карьере. Кстати, именно для этого нужно участвовать в полковых попойках и резаться в карты с товарищами. Вместо этого он мрачно (съедаемый страстным желанием играть) наблюдает за весёлыми игроками и одновременно с этим морализирует по поводу того, что «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Нездоровая раздвоенность налицо. Резьба слетает тогда, когда, услыхав анекдот про мистический опыт бабушки сослуживца, он решает вломиться к ней в дом и под пистолетом выведать у неё тайну игры без проигрыша.

Какая-то мрачная сила овладевает инженером Германом. Она полностью подавляет его волю и в итоге сводит с ума.


Меня, к слову сказать, задела эта деталь. Главный персонаж - инженер. Я не встречал людей более падких на разную мистическую шелуху чем инженеры. Рерихи, Блаватская, Шамбала, йога, НЛО… в поздние советские годы на всё на это с каким-то особым аппетитом набрасывались граждане с техническим образованием. Казалось-бы люди совершенно рационального склада, посылали эту рациональность куда подальше заслышав об атлантах и торсионных полях.

Так и в этой классической истории. Герман рациональный, сдержанный, хорошо понимающий, что нужно делать в жизни, человек. Но едва услышав про модного колдуна Сен-Жермена, он потерял всякое присутствие воли и разума. Автор показывает, как хрупка голая рациональность, когда в душе появляется две идеи. В данном случае Германа разрывали на части две идеи -страстное желание учувствовать в игре, и воспитанная понимание того что только усердное трудолюбие приведет к желанной независимой жизни.

Герман решает, подобно Фаусту, сыграть по-крупному с чертом. Это вам не понтировать в штос с полковыми собутыльниками, тут игра на большие ставки за самую душу человеческую. Но Герман не Фауст, он не представляет ни правил игры ни то как можно выиграть. У главного героя отсутствует настоящая вера и любовь, его дух беззащитен. Все это отброшено за ненадобностью, оно только мешает погоне за богатством и покоем. В результате высшая сила, смеясь, издевательски ломает и губит несчастного инженера.

МС, кино

Previous post Next post
Up