В 1797 году лорд Нельсон, британский адмирал, потерял правую руку во время сражения при Санта-Крус-де-Тенерифе. Вскоре после этого он начал ощущать присутствие потерянной руки - то есть фантомной руки, которую он мог чувствовать, но не видеть. И сделал вывод, что это служит доказательством существования души, т.к. если рука может существовать после ампутации, то и душа может существовать после уничтожения тела.
Если бы всё было так просто…
Целые «эпидемии» фантомных конечностей случались во время войн, когда огромное количество солдат теряло какую-нибудь конечность. И фантомные боли проявлялись у них независимо от вероисповедания, отношения к мистицизму или от политических пристрастий. Впрочем, порой это были и не совсем боли - скажем, ощущение висящей на перевязи неподвижной руки, которую на самом деле давно отрезали. А то и совсем не боли - например, ощущение оргазма (во время секса, если кто не понял) в утерянной стопе, причём даже сильнее, чем… там, где ему положено быть!
Лишь сравнительно недавно удалось научиться избавлять людей от фантомных болей и окончательно «ампутировать» им уже ампутированные конечности. Что самое любопытное - для этого не потребовалось практически никаких новых технологий. Так, зеркальный ящик - и всё. Разумеется, через какое-то время энтузиасты от высоких технологий не устояли и заменили этот самый ящик на виртуальную реальность, ну да сути это не меняет.
Отчего возникают фантомные боли?
В норме наша нервная система постоянно получает информацию от «периферии», то есть от различных рецепторов, в том числе - рецепторов в наших конечностях (ощущение положения одних конечностей относительно других, температура, прикосновения, боль, в конце концов), при этом такая информация сопоставляется между собой - например, проприоцептивная информация (как части тела расоположены относительно друг друга) сравнивается со зрительной (как мы видим наши конечности). Если начинается расхождения в показаниях между системами - мозг начинает «метаться», а нас начинает колбасить. Так, например, морская болезнь возникает частенько от того, что видим мы нечто неподвижное относительно нас (книжка перед глазами, обстановка каюты), а вестибулярный аппарат в то же самое время говорит, что нас болтает из стороны в сторону. Вот и получается противоречие. В первую очередь из-за того, что мозг не может решить, какая из «моделей реальности», поставляемых органами чувств, правильная.
А как же с потерянными конечностями?
Конечность-то теряется, но вот память о ней остаётся. Причём особенно яркая память затрагивает последние до потери сутки-недели, когда эта конечность ещё у нас. Физически эта «память» выражается в том, что остаётся область мозга, которая ранее отвечала за эту конечность. И та, которая руководила её действиями (ещё очень долго люди, потерявшие руку действуют так, как если бы она была у них - пытаются ухватиться за что-то при падении, подать или принять какую-то вещь и так далее), и та, которая отвечала за ощущения от руки. И всё это - на фоне памяти о том, что рука была, сформировавшихся привычек и прочих паттернов, «разбросанных» по самым разным областям мозга.
Но как же быть с тем тезисом, что неиспользуемые нейроны «отмирают»? На самом деле не отмирают, а «просто» отходят под другие задачи. Причём по принципу пространственной близости - то есть их «захватывают» те задачи, чьи нейронные области ближе всего к «потерявшимся». Скажем, в случае руки это проекционные зоны лица, в случае ноги - гениталий.
В.С. Рамачандран, один из крупнейших нейрофизиологов современности, обнаружил, что у людей, потерявших конечность, можно вызвать ощущения в этой конечности, стимулируя (то бишь трогая) совсем другую часть тела. Свой первый эксперимент он поставил на подростке, потерявшем руку. У того эта потерянная рука стала ощущаться, когда Рамачандран ватной палочкой прикасался к его лицу.
Итак, участки коры, отвечавшие за потерянную конечность (или орган) отходят под другие структуры. Но из-за связей с разными областями, в т.ч. памятью, они «как бы» отвечают и за фантомную конечность.
И как же быть, если эта конечность болит?
Рамачандран придумал блестящий ответ: надо научиться её контролировать. С этой целью он придумал зеркальный ящик и пригласил в качестве «тестера» однорукого инвалида. Тот сел перед ящиком, засунул в одну дырку одну руку, и представил, что во вторую суёт, соответственно, фантомную руку. Зеркальный ящик был устроен так, что испытуемый видел сразу и свою реальную руку, и её отражение - на том месте, где должна была бы быть вторая, «фантомная» рука. Сначала ничего особенного не происходило. Да, испытуемому некоторое время удавалось контролировать фантомную руку - но только во время работы с зеркальным ящиком. Рамачандран расстроился, наверное, но отдал ящик испытуемому с предложением работать хотя бы по пятнадцать минут в день. А сам занялся своими делами.
И через месяц - о чудо! - однорукий инвалид перезванивает учёному и сообщает, что фантомные боли полностью прошли!
На сегодняшний день тысячи людей избавились от своих болей по методу Рамачандрана. Для жителей «технически развитых» стран, в которых как-то не принято верить в такие простейшие методики, даже разработали версию методики, использующую
виртуальную реальность. В общем, если у вас есть друг, который лишился какой-то конечности и до сих пор страдает от фантомных болей - передайте информацию ему. Пусть лечится :-)
По материалам книги Н. Дойджа «Пластичность мозга».