Отличная инициатива.
Одобрямс.
Скорей принимайте Закон и сразу в трёх чтениях.
Встречная инициатива:
Можно расширить рамки Закона - отобрать машину и выселить за 101-й километр...
:)
Пьяный за рулем? Отдавай машину Отчаявшись провести закон о пожизненном лишении прав, в ГИБДД предлагают новую кару для злостных нарушителей
В Челябинской области сотрудники ДПС задержали нарушителя-рецидивиста, к тому времени уже лишенного водительских прав на 72 года. 40-летний житель города Троицка Сергей Разумовский привлекался к административной ответственности 247 раз, сообщает региональное управление ГИБДД. Из них 68 - за управление транспортным средством, будучи лишенным водительского удостоверения, 18 раз - за управление в состоянии алкогольного опьянения и пять раз - за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Вновь получить водительское удостоверение мужчина смог бы только в 2077 году, в возрасте 106 лет. Но кто будет так долго ждать? Тем более что машина всегда под рукой. Да и, как уверяет сам Разумовский, без автомобиля он обойтись не может, поэтому никакие штрафы и аресты его не остановят.
«Отсижу 15 суток и опять за руль сяду, не в первый раз, - рассказал он Life News. - Без машины не могу, специально жену попросил выучиться на права. Дочку старшую, когда ей исполнилось 18 лет, сразу в автошколу записал, но не всегда же они могут быть за рулем».
Мировой судья и в этот раз «закрыл» горе-водителя в спецприемнике на пятнадцать суток. Так что когда он опять доберется до руля, у него, видимо, будут все возможности превзойти не только свой рекорд, но и рекорд барнаульца Дениса Михайлова, которого лишили прав на 156 лет за регулярную езду «под градусом».
Вообще же, как показывает практика, свои абсолютные рекордсмены есть почти в каждом регионе.
Так, житель Гиагинского района Адыгеи, сбивший насмерть велосипедиста, был лишен прав на 56 лет. А злостного нарушителя ПДД из Наро-Фоминска Алексея Роменко, как напоминает газета «Известия», оставили без водительского удостоверения на 67 лет.
Те же челябинские гаишники говорят, что у них в регионе на сегодняшний день пятеро человек смогут увидеть свои «корочки» только через 50 лет, еще семеро - через 40 лет, и 94 водителя лишены прав на двадцать лет.
В России по закону за езду без прав полагается административный арест на 15 суток. Многих такая мера останавливает. Но не всех. Нарушителей ловят, наказывают, но они снова садятся за руль и едут. Причем взяться за баранку могут в любом состоянии, совершенно не задумываясь о последствиях. Хорошо, если такого «аса» вовремя остановят и не дадут далеко уехать: он хотя бы не станет убийцей. Но так бывает не всегда…
Недавно в Сатке Челябинской области задержали водителя, который насмерть сбил пешехода и уехал с места аварии. Виновника ДТП все-таки нашли спустя несколько часов, и каково же было удивление инспекторов ДПС, когда выяснилось, 25-летний водитель успел уже пять раз побывать в спецприемнике за вождение в нетрезвом виде. Теперь за смерть человека ему грозит уже не 15 суток, а реальная тюрьма.
Россия, по статистике, находится на третьем месте в мире по числу ДТП после Украины и Египта. Ежегодно инспекторы задерживают около 1 млн. пьяных водителей. По их вине только в 2010-м произошло около 12 тыс. аварий, в которых погибло почти 2 тыс. и пострадало свыше 17 тыс. человек.
За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения у нас лишают прав на 1,5-2 года, но если такой водитель все же сел за руль, его ждет арест на 15 суток или штраф в 5 тысяч рублей. Между тем, только в столичном регионе ежедневно инспекторы ДПС задерживают до 30 водителей, у которых удостоверения ранее уже были отобраны за «пьяную» езду.
В ГИБДД считают, что охладить горячие головы возможно лишь одним способом - конфискацией автомобиля.
«Сегодня гражданин, лишенный права управления, не лишен возможности управлять транспортным средством. У каждого гаража сотрудника полиции не поставишь. Мы привлекаем к ответственности водителя, задерживаем транспортное средство. А он на следующий день приходит с соседом, у которого есть права. Оснований не выдать машину, у нас нет - это частная собственность. И этот лихач снова за рулем», - говорит замначальника Главного управления Госавтоинспекции МВД России Павел Бугаев.
В интервью «Российской газете» он указал на то, что подобные водители «представляют реальную опасность на дороге, но законодательство не позволяет применить какие-нибудь реальные меры принуждения, которые есть в других странах».
По мнению Павла Бугаева, одной из эффективных мер может стать «принудительное задержание транспорта». Схема видится максимально простой: выпил - сел за руль - лишился прав. Попался повторно - сел на 15 суток - лишился автомобиля.
Позволит ли эта мера, действительно, навести порядок на наших дорогах и образумить нарушителей-рецидивистов? Этот вопрос корреспондент «СП» адресовала председателю Общероссийского ОД «Движение автомобилистов России», депутату Госдумы Виктору Похмелкину:
- Мне представляется это предложение неконституционным. Права собственности человек может быть лишен только по суду и при условии, что, скажем так, он злоупотребляет этим правом. В данном случае речь идет о том, что человек просто выезжает на улицу незаконно, но изъять у него машину нет никаких оснований. Это, во-первых. Во-вторых, в целом ряде случаев человек не является собственником автомобиля, на котором он совершает нарушение. Ездит по доверенности или работает в какой-либо организации, которая является собственником. Почему должен страдать реальный собственник, который, в общем-то, ничего не нарушал? Как в этом случае будут поступать сотрудники ГИБДД? Мне кажется, что здесь они расписываются в собственном бессилии, накручивая одно наказание на другое. Проблема не в этом.
«СП»: - Тогда в чем?
- Если бы они реально занимались профилактикой правонарушений, то подобного рода курьезов было бы значительно меньше. А они уповают на кару: сейчас у нас действительно больше миллиона человек лишаются прав ежегодно, многие получают очень большие сроки. И естественно в этих условиях требования полиции соблюдают не все.
«СП»: - А как тогда бороться со злостными нарушителями, если ни штрафы, ни аресты на 15 суток их не останавливают?
- Прежде всего, нельзя было допускать лишение прав как в Челябинской области - на 72 года. Понятно, что теперь этот человек будет ездить без прав. У него ведь другой жизни не будет, а его пожизненно, по сути, лишили возможности водить автомобиль. Наказание должно стимулировать человека к правомерному поведению, а не обрекать его на поведение противоправное. Можно для них и уголовную ответственность установить, сажать их в тюрьму. Но он все равно рано или поздно выйдет и все равно будет ездить, так или иначе. Надо просто понимать, что есть 10-15 % неисправимо злостных правонарушителей, которые, несмотря ни на какое наказание, будут эти нарушения допускать. Ну, давайте их расстреляем, в конце концов…. Однако большинство все-таки реагирует на неотвратимость наказания, а не на его суровость. Вот что надо обеспечивать. Если будет неотвратимость наказания, если будет доверие к дорожной полиции, которая осуществляет преследование нарушителей, я думаю, что большинство будет ездить по правилам. Что же касается 10-15 % - они есть во всех странах. И повторяю: надо просто иметь в виду, что их с помощью наказания не исправишь и не излечишь, это, так сказать, реальность. Даже если их пожизненно лишат прав, они все равно будут ездить, пока кого-нибудь не собьют. Собьют, значит, пойдут в тюрьму.
«СП»: - Замкнутый круг какой-то.
- Нет, это реальность. С помощью наказания можно предупредить правонарушения со стороны большинства граждан. Это можно, если, так сказать, разумно, справедливо, неотвратимо его применять. Но 10-15 % всегда останутся в стороне. Конечно, если это хронический алкоголик, его надо лечить, безусловно. Можно заставить учить правила, можно ввести для них условно-досрочное освобождение от наказания. В западных странах, к примеру, предусмотрена специальная программа контроля: употребляет лишенный прав человек алкоголь или не употребляет. Просто берут волос, исследуют его и смотрят, пьет или нет. И если экспертиза положительная, то и человека снова не допускают к управлению. То есть стимулы есть для него избавиться от этого порока и сесть снова за руль. В ряде случаев люди там слушают курс специальный по правилам дорожного движения, сдают экзамен снова, их допускают к этому. То есть, наоборот, позитивные стимулы ищут для наказанных, а не все больше и больше ужесточают наказание для злостных нарушителей. И, тем не менее, все рано нужно иметь в виду, что есть правонарушители, которых не исправишь. За ними просто надо следить и брать их на учет, что называется, стараться делать так, чтобы они были отстранены от управления. Но конфисковывать машину нельзя. Нельзя не правовыми методами бороться за правые цели, это давно известно.
«СП»: - Виктор Валерьевич, а какова судьба законопроекта о пожизненном лишении прав за систематическое пьяное вождение? Его, насколько известно, должны были внести в Госдуму еще в начале сентября.
- По регламенту Государственной думы, законы, внесенные в нарушение Конституции, рассмотрению не подлежат. А этот законопроект, безусловно, противоречит Конституции РФ. У нас есть только один вид пожизненного наказания - это пожизненное лишение свободы и применяется он исключительно к лицам, совершившим самые тяжкие преступления - убийства. Поэтому никакого другого пожизненного наказания просто быть не может, ни за какие другие преступления.
«СП»: - То есть инициатива просто не нашла понимания и развития?
- Она абсолютно популистская, так сказать, и под собой никаких правовых оснований не имеет. Поэтому, я уверен, что Дума ее просто рассматривать не будет. Там нечего рассматривать.
Из досье «СП»
Во многих зарубежных странах закон весьма суров к нарушителям. Например, в Швеции, как, могут посадить на два года, если содержание алкоголя в крови водителя превысило 1,0 промилле. В Испании помимо штрафов, лишения прав и тюремного заключения пьющих водителей подвергают психиатрическому обследованию. В Финляндии - отправляют за решетку до четырех лет. А во Франции и Швейцарии в случае сильного превышения допустимого уровня спиртного водительских прав лишают пожизненно.
А вот в США можно вообще остаться без автомобиля за злостное нарушение правил парковки. Если человек вовремя не оплатил штраф, сумма которого составляет более 350 долларов, его машину могут утащить из любого места города на судебную штрафстоянку. Погасить долг требуется в течение 72 часов, плюс надо заплатить и за услуги эвакуатора. В противном случае автомобиль выставляется на аукцион и владелец его больше не увидит.