В кругу друзей хлебалом не щёлкай _ Россию не пустят к разделу «наследства Каддафи»...

Oct 21, 2011 23:21


Нефть и газ Ливии поделят Великобритания, Франция, США, Италия и Катар.
После гибели полковника Каддафи страны-участники ливийской войны выстроились в очередь на распределение природных богатств страны. На 29,5 млрд. баррелей нефти и 1,6 трлн. кубометров природного газа претендуют страны, активно участвовавшие в военной операции: США, Италия, Великобритания, Франция и Катар. Большая часть (35%) ресурсов достанется Франции, как стране громче других жаловавшейся на «военные расходы», предполагают западные экономисты. Считается, что новые власти Ливии собираются отыграться на России и Китае за поддержку Каддафи, но Москве и Пекину придется договариваться не с «моджахедами», а с европейскими участниками войны.

После гибели лидера Джамахирии Муаммара Каддафи страны Запада стали готовиться к массовому переделу природных богатств Ливии, пишет газета «Коммерсант». Первые контракты на право разработки полезных ископаемых с новыми ливийскими властями подпишут страны, при активном участии которых был свергнут Каддафи.


Некоторые компании начали готовиться к вторжению в ливийские недра задолго до окончания гражданской войны в стране. Депутат Европарламента от Великобритании Эндрю Бронс рассказал о тайной сделке на сумму в миллиард долларов между лондонским нефтетрейдером Vitol и Переходным национальным советом Ливии. Посредником на переговорах выступил министр международного развития Соединенного Королевства Алан Данкан. Эндрю Бронс на основании этого объявил, что теперь Vitol может получить монопольные права на торговлю ливийской нефтью.

Эксперт журнала Foreign Policy Джон Дали считает, что большая часть «нефтяного пирога» достанется Франции. По словам Дали, еще в апреле один из глав НПС обещал французам 35% нефти в обмен на поддержку оппозиции. кроме того, именно Франция толи больше всех прочих союзников по НАТо потратилась на ливийскую войну, то ли о «бессмысленных тратах» громче всех заявляли именно французские журналисты.

Среди прочих претендентов на «наследство Каддафи» числятся итальянская ENI, американские и канадские компании Marathon, ConocoPhillips, Hess, Occidental и Suncor, прекратившие работу в Ливии в начале военных действий, бразильская Petrobras.
Переходный национальный совет Ливии не скрывал ранее, что собирается отыграться на России и Китае за поддержку теми Каддафи. Лидер ПНС Мустафа Абдельджалиль прямо заявлял, что все международные обязательства будут пересмотрены новым режимом, а российскому военпрому, и, отчасти, нефтегазовым компаниям, не светит продление прежних договоренностей: «Мы уважаем все сделки, которые были заключены ранее со всеми государствами, но все они будут перепроверены, так как есть сделки, заключенные коррупционным путем». Представитель ливийской государственной нефтяной компании AGOCO Абдельджалил Маюф заявлял, что у «Татнефти» и «Газпромнефти», ранее работавших в Ливии, могут возникнуть проблемы при новой власти. «У нас есть некоторые политические вопросы к России, Китаю и Бразилии», - отметил он.

Российские интересы в Ливии энергоносителями не ограничиваются. «Газпром» имеет доли в участках и концессиях с запасами 300 млрд кубометров газа и 110 млн тонн нефти. В январе компания подписала соглашение с итальянской ENI, по которому за $178 млн получила 16,5% месторождения Elephant. «Татнефть» вела геологоразведочные работы на четырех участках. ОАО РЖД реализовывало проект стоимостью €2,2 млрд по строительству дороги Сирт-Бенгази. «Рособоронэкспорт» в прошлом году договорился о поставках Ливии вооружений на $1,8 млрд.

Впрочем, российские власти подстраховались, признав в начале осени новые власти Ливии: даже посольство этой страны в Москве спустило флаг Джамахирии. Кроме того, президент Медведев еще в самом начале ливийской кампании НАТО «пассивно поддержал» инициативу европейских стран по вмешательству в ливийскую гражданскую войну. Что не помешало западным СМИ заявлять о наличии российских «инструкторов» в Триполи.

Эти меры дали Москве небольшой шанс на успех переговоров с победившим ПНС. Однако эксперты полагают, что договариваться Москве предстоит не с новыми ливийскими властями, а с теми странами, благодаря которым ПНС получил власть. Это подтверждали ранее и сами лидеры повстанцев. Например, один из влиятельных полевых командиров ПНС Фатхи Баджа прямо заявлял российским журналистам, что он и его союзники «не имеют права подтверждать, или отменять контракты».
Эксперты, что у России есть шансы сохранить экономическое присутствие в Ливии, не питают иллюзий относительно будущих объемов этой деятельности. Считается, что в лучшем случае западные компании пригласят российские в качестве партнеров: «Британцы, французы, итальянцы не для того рисковали деньгами, репутацией и прочим, чтобы потом делиться ливийским рынком с компаниями стран, которые не участвовали в операции».

Как считают европейские экономисты, из стран, к которым ПНС «имеет вопросы» относительно их политической позиции, наибольшие шансы есть у Китая. «Китайцы даже раньше членов НАТО довели до сведения новых властей Ливии готовность участвовать в реконструкции страны. У них нет отягощающего колонизаторского прошлого, зато есть много денег», - заметил Джон Дали.

Однозначно известно лишь будущее оружейных контрактов. Повстанцы ПНС, получавшие вооружение стандарта НАТО, однозначно отвергли идеи сохранить «каддафистские» пристрастия к российским образцам вооружений. «Ливия в будущем не будет нуждаться в оружии», - однозначно заявлял лидер ПНС Мустафа Абдельджалиль. Читать


глобализация, война, кризис, политика, капитал, страны, нефть

Previous post Next post
Up