Либеральный АД...
Весь мир шокирован новостями о беспорядках в ряде городов Великобритании. Об их причинах в статье для The Washington Post размышляет колумнист The Guardian Джонатан Фридланд.
Настроение, в котором пребывают сегодня британцы, автор описывает как "смесь гнева, страха и недоумения". "Не то чтобы мы были непривычны к беспорядкам", - поясняет он. В сравнении с бунтом 1981 года, ядром которого стал Брикстон, в нынешних событиях нет четкой линии фронта: тогда лейтмотивом было противостояние черных районов Лондона полиции, которой "приписывалась расовая предвзятость"; сейчас же, хотя все началось с убийства полицейскими чернокожего, этот расовый компонент выветрился.
По-видимому, у нынешнего мятежа также отсутствует политическое измерение: бунтовщики избегают встреч с полицией (не то что тридцать лет назад), да и главный удар пришелся не на полицейские участки, а на магазины: "Одного мародера застали за примеркой нескольких пар обуви - он хотел убедиться, что украл нужный размер". Изменились и методы: используются технологии мгновенного обмена сообщениями, отвлекающие маневры.
"Среди обломков и разрушений крайне важен один вопрос: зачем?" - продолжает Фридланд. Хотя "тех, кто пытается понять мотивацию мародеров, тут же обвинили в попытке оправдать их действия", некоторые предположения все же были высказаны, и одной из первых назвали бедность. Однако вскоре появились данные о подозреваемых, среди которых несколько людей с университетским образованием, новобранец и специалист по социальной поддержке проблемной молодежи, что не укладывается в представление о "низших слоях общества".
Среди других версий - консюмеризм с его поощрением жадности, безотцовщина, а также правительственная программа экономии, из-за которой финансирование работы с молодежью, например, в Тоттенхэме было урезано на 75%. Последний вариант представляется Фридланду "наиболее спорным", но он все же призывает Америку, которой также предстоит сокращение расходов, учесть этот опыт.
Консьюмеризм как термин в настоящее время становится аналогом перепотребление, потребительство.
В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, развивается ониомания.
Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе.
Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.
Человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, потребление становится целью и смыслом жизни.